Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

afgan  

Спасение капрала Райта


© Copyright   afgan    (greshnoff@mail.ru)
Добавлено: 2010/10/04
Очерк История Афганских войн
Годы событий: 2006
Аннотация:
Несколько месяцев зимы 2008 года, европейские специалисты-вертолетчики бурно обсуждали одно событие, которое, правда, произошло... более двух лет тому назад. Однако дело в том, что в результате проведенного расследования стали известны некоторые подробности гибели в Афганистане британского капрала Марка Райта (Mark Wright). Они и взволновали экспертную общественность... Использованы материалы НГ-НВО от 19.12.2008, автор Евгений Николаевич Матвеев - военно-технический эксперт.

Обсуждение произведений

ЧЕРЕДА НЕПРОСТИТЕЛЬНЫХ ОШИБОК [1]

Марк Уильям Райт родился 22 апреля 1979 года. Жил в Эдинбурге. В январе 1999 года завербовался в армию Соединенного Королевства. После прохождения курсов в октябре 1999 года был зачислен в 3-й батальон парашютного полка. За первые три года службы трижды направлялся в командировки в Северную Ирландию. В мае 2003 года его подразделение (одно из первых в части) было переброшено в Ирак. Там он стал наводчиком. Вернувшись из Ирака, получил звание капрала. Именно в качестве наводчика Райт в мае 2006 года и поехал в Афганистан.


Corporal Mark Wright was awarded the George Cross for his bravery on 6th September 2006, in Afghanistan, when he entered a minefield in an extraordinary attempt to save the lives of critically-injured soldiers. Sadly, he lost his life during the incident.

Нужно сказать, что наводчик в Афгане – это очень тяжелая и опасная работа. Он всегда «на острие», поскольку должен в непосредственном контакте с противником (в условиях прямой видимости) корректировать огонь так, чтобы нанести максимальный урон врагам и не попасть по своим. Это был профессиональный солдат, перед поступком которого (а Райт спасал боевых товарищей) не стыдно склонить голову.


Below Corporal Mark William Wright photographed on duty in Afghanistan

Гибель капрала – итог череды непростительных ошибок и отсутствия должного вертолетного обеспечения. Военнослужащие были ранены на минном поле. Из-за отсутствия батарей (зарядных устройств) связь между постами в XXI веке велась по 1–2 минуты в час, солдаты были вынуждены передавать сигналы выстрелами из стрелкового оружия. Из-за того, что свои вертолеты не были приспособлены для подъема раненых из опасной зоны, британцы ждали помощь почти четыре часа, пока их не вытащили американские винтокрылы. По закрученности сюжета трагические события 6 сентября 2006 года заслуживают своего фильма «Спасти капрала Райта».


Mrs&Mr. Wright

Капрал Райт был одним из трех десятков британских военных, которые выполняли задачу по охране и обороне дамбы гидроузла в Каджаки на севере провинции Гельменд. Гидроэлектростанция, построенная американцами в 1975 году, имеет особое значение для Афганистана. Сегодня одна из турбин выдает 16 МВт, второй требуется ремонт, третью, мощностью 18,9 МВт, недавно доставили из КНР. Специалисты надеются в 2009 году запустить в работу все три турбины.


Corporal Mark William Wright was born on 22 April 1979 and lived in Edinburgh with his fiancée Gillian.

6 сентября 2006 года небольшая группа (патруль) под командованием капрала Стюарта Хейла (Stuart Hale) выдвинулась в направлении кишлака для наблюдения за боевиками-талибами. Когда капрал перепрыгивал через ручей, слева сработала противопехотная мина. В результате подрыва Хейли потерял ногу. Он оказался в центре минного поля, несмотря на то что карта была совершенно «чистая» (информация о «забытом» минном поле была передана несколько месяцев назад, но ее так и не довели до подразделений и не зафиксировали на картах).



Спасательную команду возглавил капрал Райт. Это он сообщил командованию о необходимости присылки вертолета со спасательной лебедкой. А в ответ услышал, что такой машины нет. Командир батальона полковник Стюарт Туутал (Stuart Tootal), который координировал действия спасателей с КП, попытался запросить нужный для подобного случая американский винтокрыл. Но оказалось, что союзники смогут оказать помощь лишь через несколько часов. Полковник объяснил, что раненый военнослужащий истекает кровью на минном поле, а в ответ получил кучу вопросов о необходимости использования вертолетов Black Hawk. Туутала послали на уровень командования НАТО.

Полковнику ничего не оставалось, как направить на место происшествия британский вертолет Chinook без необходимого оборудования. В это же время спасательная команда попыталась перенести капрала Хейли в безопасное место. В ходе этой попытки другой капрал – Стюарт Пирсон (Stuart Person) наступил на мину и ему тоже оторвало ногу.

Когда спасатели заметили заходящий на посадку геликоптер, они закричали, принялись знаками показывать экипажу, что ему надо уходить: ведь мины способны сдетонировать под машиной. К сожалению, пилоты предупреждения не услышали, и вертолет сел, коснувшись задними колесами земли.

Летчики видят кричащих, жестикулирующих солдат, но к вертолету никто их них не подходит. Тогда, поняв, что творится что-то неладное, командир экипажа принимает решение взлетать. Во время отрыва машины от земли Райт своим телом закрыл раненых товарищей. И тут рванула еще одна мина! Основная доля заряда шрапнели досталась Марку...


Представители Минобороны Великобритании предположили, что Райт сам подорвался. Однако те, кто находился рядом, утверждают: когда вертолет взлетел, им показалось, что все уже позади, они огляделись, и в этот момент прогремел взрыв. Потом долгие часы они лежали на минном поле, а раненый Марк до последней минуты пытался шутить, чтобы приободрить боевых друзей. Спасение пришло, как уже говорилось, лишь через четыре часа в виде двух вертолетов армии США Black Hawk, которые подобрали раненых. К сожалению, Райт умер в полете по пути в госпиталь от шока.


Нужно отметить действия американских пилотов, которые проявили высочайшее профессиональное мастерство и истинное мужество, подняв раненых с минного поля. Они заслуживают всяческого уважения.

УРОКИ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ БРИТАНЦЕВ

Однако итог той боевой операции был печальным. В результате преступной халатности британские десантники оказались в «капкане», где без единого выстрела потеряли шесть человек ранеными и одного убитым, только чудом не пострадал вертолет, совершивший посадку на минное поле. Как и везде, исправляя чье-то головотяпство, рядовые рабочие войны проявили настоящий героизм, а чиновники бросились защищать честь мундира.

В официальном заявлении Минобороны Великобритании было сказано, что все британские вертолеты оборудованы спасательными лебедками, однако использование их для подъема пострадавших с минных полей не предполагалось из-за смертельного риска. Высшее командование заявляло, что британские войска располагают всеми необходимыми ресурсами для выполнения задач, с которыми они сталкиваются.

Подобные громкие заявления российские ветераны горячих точек тоже не раз слышали… А потом вывозили раненых «навалом» на полу Ми-8.

По итогам расследования были названы три основные причины гибели Марка Райта: недостаток в Афганистане соответствующих британских вертолетов, оборудованных лебедкой; нисходящий воздушный поток несущих винтов вертолета Chinook при посадке на минное поле; административные проволочки для отправки подходящего вертолета с лебедкой. Британская корона потеряла настоящего солдата по глупости, из-за недостатка снаряжения. Это слишком высокая плата за слабое вертолетное обеспечение.

Провал «9/6/6» (на американский манер 9 сентября – 9/11, 6 сентября 2006 – 9/6/6), в котором нельзя винить солдат-десантников и вертолетчиков, – это еще несколько серьезных уроков для военачальников и руководителей компаний ОПК. Кстати, не только зарубежных, но и отечественных.

Урок первый, наиболее очевидный – вертолет CH-47 Chinook не подходит для выполнения задач поисково-спасательного обеспечения боевых действий из-за слишком мощного воздушного потока несущих винтов. Именно воздушный поток НВ вертолета, который попытался выполнить посадку, привел к смещению боеприпасов и детонации мин, одна из которых смертельно ранила капрала Райта.

Второй урок. Экипаж вынужден был выполнить посадку из-за того, что вертолет не был оборудован спасательной лебедкой, поэтому не мог поднять раненого с висения.

Третий урок. У Великобритании не оказалось вертолета со спасательной лебедкой (что хорошо на бумаге, на деле – никак).

Четвертый урок – отсутствие планирования медицинской эвакуации британских военнослужащих с помощью вертолетов. Понадеялись, что есть другие подходящие винтокрылы международных сил безопасности в Афганистане, которыми можно воспользоваться по вызову.

Пятый урок заключается в том, что, работая в составе коалиционный войск в совместных операциях, каждая из сторон-участниц должна иметь свои собственные средства спасения. В боевых действиях всегда есть риски, которые должны просчитываться в мирное время.

Однако главный урок заключается в том, что тяжелые вертолеты создают мощный нисходящий воздушный поток и не подходят для выполнения спасательных задач. Нужны средние геликоптеры, оснащенные полным комплексом спасательных средств, в том числе лебедками.



Парадокс: капрала Райта убил Chinook, а мог спасти Black Hawk. На этом фоне американские ВВС собираются менять свои старенькие HH-60 Pave Hawk на новые HH-47 Chinook. Согласитесь, не лучший выбор (с их-то военным бюджетом), когда есть более подходящие машины.

Гибель Райта – урок для всех заказчиков вертолетов. «Первая скрипка» в будущих боевых действиях принадлежит не боевым и ударным, а поисково-спасательным винтокрылам, способным быстро найти и спасти, машинам, которые не погубят, а выручат из беды!



Капрала Марка Райта посмертно наградили «Георгиевским крестом» (George Cross). Семья, по некоторым данным, получит 20 тыс. фунтов стерлингов, в интернете организован сбор средств в помощь… А я смотрю на фотографию молодого улыбающегося британца, и мне кажется, что знаю Марка. Солдаты и руководители всех армий удивительно похожи друг на друга: одни спешат на помощь и гибнут, другие творят ошибки и оправдываются.

Немного статистики: по данным DASA (Defence Analytical Services Agency), тогда, в 2006 году, Великобритания потеряла 190 военнослужащих, в том числе 109 – сухопутные войска. Показатель смертности (число погибших на 100 тыс. человек) вырос по сравнению с 2005 годом с 81 до 93 (в основном за счет боевых действий в Ираке и Афганистане, соответственно с 14 до 44), из них 32% (каждый третий!) – это подрывы. С тех пор, к сожалению, реальных изменений так и не произошло, только в ноябре месяце этого года и только в Афганистане Соединенное Королевство лишилось еще 14 своих вооруженных защитников.

Вы спросите, а какое отношение к нам имеет гибель британского капрала в далеком Афганистане? Разве вам это ничего не напоминает: «забытое» минное поле – подрыв – отсутствие батарей для радиостанций – неподготовленный вертолет – бесконечное ожидание – смерть, когда помощь пришла, – циничные оправдания…

Боевые действия в Южной Осетии в очередной раз подтвердили возросшее значение поисково-спасательных винтокрылых машин. В условиях мощного огневого противодействия российские вертолетчики ПСО сумели найти и спасти командира штурмового полка, который катапультировался из сбитого Су-25 на грузинской территории. Вот наши национальные герои!

А для тех, кто громче всех постоянно шумит о превосходстве «Аллигаторов» и «Ночных охотников» над «Апачами», предлагаю задуматься на тему, как «Спасти рядового Иванова»!


Примечания www.artofwar.net.ru

[2]:

Все, чем занимаются люди – это ни на секунду не прекращающийся, неистовый, маниакальный поиск доказательств собственной правоты. И лишь попутно они решают мелкие задачи.


Взятие укрепленных городов было в самоцелью войны. Осады могли длиться годами.Тараны и осадные башни в то время были, пожалуй, единственным средством взять крепость штурмом. Чтобы исключить приближение к стенам таранов и осадных башен, перед ними стали откапывать рвы. Штурмующие заваливали рвы бревнами, фашинами, корзинами с камнем, а для того, чтобы осадная башня оказалась выше стен и крепостных башен, возводили земляные насыпи (кавальеры).
Вот в это время и родилось минное оружие.
Защитники крепости, используя знания и умения шахтеров-рудокопов, прокапывали подземные галереи под дно рва и унося камни, фашины, бревна, которыми был завален ров, делали работу таранов невозможной. В ряде случаев уносом земли удавалось и опрокидывать осадные башни.
Несколько позднее, чтобы подготовительные работы были незаметнее, а результаты внезапными и значительными, стали в конце галереи отрывать довольно значительную по объему полость, подпирая свод бревнами. В нужный момент эти бревна поджигались, свод обрушивался, увлекая в эту полость тараны, солдат противника и опрокидывая полностью осадную башню. Эта значительная по объему полость называлась у шахтеров "мина". Интересно, что английское слово "mine" на русский переводится в двух значениях 1-"мина", 2-"шахта". Эти же значения имеет слово "mine" и в немецком и во французском языках.
В русском языке для такой полости существовало еще одно слово - "горн", а с появлением позднее специалистов в минной войне, их называли минерами или горокопами.

Большинство историков полагают, что первые подземные мины туннельного типа были единственным типом мин, существовавшим до изобретения пороха. Однако это не вполне так. Одна из самых ранних "противотранспортных мин" была описана военным инженером Фило из Византии около 120 года до н.э, когда он рекомендовал перед стенами города закапывать пустые большие глиняные сосуды. Они помещаются вертикально, а их открытая верхняя часть покрывается жердями, маскируется морскими водорослями или травой и засыпается сверху землей. Солдаты противника проходят над ними свободно, а их осадные башни, тараны, катапульты проваливаются. К противопехотным минам можно отнести и широко практиковавшиеся в древности так называемые "волчьи ямы", в дно которых втыкались заостренные колья, а сверху помещался слой сучьев, травы и грунта.

На Руси киевский князь Владимир (св.Владимир - креститель Руси) в 988 году при осаде города Корсунь против стен стал насыпать земляную террасу (кавальер) и строить осадную башню, но осажденные прорыли под стеной ход и стали уносить приносимую землю в город. Князь Владимир не нашел способа противодействовать этому и был вынужден отказаться от осады. Это свидетельствует о том, что на Руси в конце X века подземно-минное дело было хорошо известно и успешно применялось. Поэтому ссылки на отсутствие документов, свидетельствующих о наличии у славян высокоразвитого военного дела, малоубедительны.

Дж.Легман в своей книге "История тамплиеров" пишет, что во время последнего восьмого Крестового Похода, когда войска египетского султана Килавуна в 1291 году осадили последний оплот крестоносцев в Палестине крепость Сен-Жан д`Акр (Акра), то они весьма умело и эффетивно применили туннельную мину, уничтожив этим способом штаб-квартиру Ордена тамплиеров Тампль: "... султан, отчаявшись взять Тампль приступом, отдал приказ о его разрушении. Под фундамент был сделан подкоп, и башню подперли деревянными стойками. После этих приготовлений подпорки подожгли. Когда пламя ослабило опоры, башня со страшным треском обрушилась и все тамплиеры погибли под обломками либо сгорели в огне" .
Этот факт говорит о том, что и в Азии в мусульманских странах искусство подземно-минной войны в XIII веке стояло на высоком уровне

Кто и когда впервые предложил использовать порох для взрывания стен и башен крепостей, используя давно известный прием обрушения последних в отрытую подземную полость, но заменив сжигание подпорных стоек взрывом, осталось неизвестным. Но документально зафиксировано, что в 1403 году во время войны городов Пиза и Флоренция, флорентийцы, обнаружив внутри крепостной стены Пизы туннель, заложили туда большое количество пороха и взорвали его, разрушив большой участок стены. Среди авторов этого взрыва современники упоминали и Леонардо да Винчи, великого живописца и ученого.

Ряд историков считают, что взрывные мины и именно в виде более похожем на современные впервые применили китайцы в 1277 году при обороне своих городов от нашествия татаро- монгольского Кублаи-хана. Перед стенами они зарывали в землю в глиняных горшках пороховые заряды и насыпали сверху колотый камень. В действие такие мины приводились от горящего фитиля, пропитанного селитрой или же от некоего устройства похожего на замок к кремневому ружью. Воин противника зацеплялся ногой за натянутый шнурок, спусковой крючок освобождал кремень, высекались исры и мина взрывалась. Некоторые историки утверждают, что у китайцев имелись и мины, взрывавшиеся от наступания на ее крышку. Огонь инициировался неким терочным составом, которым намазывались крышка и верх ящика. Эти утверждения трудно проверить, т.к. китайских прямых письменных источников того времени, которые европейские историки смогли бы перевести однозначно, не сохранилось. Эти утверждения базируются на косвенные, более поздние сведения, интерполируются на известные сведения о том, что китайцы были большие мастера устраивать различные ловушки в виде настороженных луков и т.п., на применявшиеся уже тогда различные пороховые фейерверки. С одной стороны в возможность подобных изобретений можно поверить, но с другой мы не раз были свидетелями того, когда все исходное для изобретения нового вида оружия имелось, но оно так и не состоялось.
За неимением иных более достоверных сведений будем считать датой изобретения мины, как взрывного оружия 1403 год. Местом первого в истории боевого применения мин итальянский город Пиза, изобретателем мины итальянского ученого и гуманиста Леонардо да Винчи.
Ирония истории? Гуманист - изобретатель оружия огромной разрушительной силы? А может наоборот?


Насколько случаен взрыв мины?
В действительности от мин во всех войнах погибло и было искалечено куда меньше людей, чем от пуль, снарядов и бомб. Как ни странно, но основным поражающим фактором противопехотной мины является не сила взрыва и не осколки. Мина калечит не столько тело, сколько душу солдата. Минный страх (другое название – минный ужас) – вот что останавливает наступающую пехоту, вот что заставляет бойцов бояться сделать хоть шаг. Причем, чем опытнее солдат, чем больше он воюет, тем сильнее минный ужас.
Солдат вытаптывает один процент своей тени, а не двадцать-сорок, как колесная или гусеничная машина, а потому вероятность наступить на мину у него ниже, чем у танка.
Вероятность наступить на мину ПМН на стандартном советском минном поле составляет всего 0,07, то есть из ста солдат, попавших на такое поле, подорвутся всего семеро. И между тем, зная, что впереди минное поле, солдаты откажутся идти в атаку или, осознав, что они на минном поле, залягут и предпочтут стать неподвижными мишенями для вражеских пулеметов, нежели броситься вперед или отступить назад. Солдат в бою боится, конечно, и пуль, и снарядов. Но он понимает, что на той стороне такой же солдат и по нему тоже бьют пушки и стреляют автоматы – идет противоборство. Кто более умел, опытен, смел, быстр, у того и больше шансов победить и остаться в живых. С миной все не так. И сознание того, что ты сам приводишь своего убийцу в действие, лишает человека мужества и парализует его волю.


Еще старик Лаплас, бросая игральную кость и монету, определил, что вероятность события равна отношению числа благоприятных событий к общему числу возможных событий. Получается, что вероятность для наступившего на мину равна отношению числа событий, осуществление которых приближало его к мине, к общему числу событий, происходящих с ним в тот день . Геометрически эту вероятность можно представить, как пример непрерывного поля событий – типа, заминированная поляна в лесу обстоятельств. На такой поляне вероятность наступить на мину определяется, как отношение площади мины (соответствует вероятному событию контакта) к общей площади поляны (представляет множество элементарных событий, которые вообще могут произойти на этой поляне).
Не уверен, что кто-то способен, зажмурившись и заткнув уши пальцами, сознательно шарить ногой весь день в поисках своих сорока пяти грамм взрывчатки. Согласитесь, что даже при такой целеустремленности вероятность найти мину очень мала. И если такая возможность вдруг выпадает, тогда что это – удача или неудача, остаться живым после того, как под тобой взрывается чайное блюдце, залитое пластидом?..

Мало кто ломает голову над тем, кто кого взорвал: ты - мину, или мина - тебя?
Мина - это искусственно созданная взрывом пустота...

НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ происходящего просто опрокидывает взворвавшегося человека, заставляя его преодолевать огромное сопративление, чтобы выбраться из пустоты, в которую он провалился...
Порванный миной человек четко усваивает мораль гражданских людей, для которых его ранение означает только одно – ошибку, которая всегда символизирует для них поражение и признак неприспособленности, в лучшем случае – просто невезение. Трудно бывает объяснить, что не может вульгарная случайность привести человека на мину радиусом девять сантиметров – надо сильно постараться, чтобы найти эти заминированные двести квадратных сантиметров чужой земли.

Непреодолимое желание походить на здорового человека заставляет раненного взрывом мины человека, согласовывать с окружающими не только шаги протезов, но и такт собственного сердца. Все его поведение есть не что иное, как процесс уравновешивания изуродованного организма с благоприятной когда-то средой. Чем проще эти отношения, тем проще его поведение. Чем сложнее и тоньше становится эти взаимодействие, тем запутаннее становятся процессы балансирования на пути к возвращению собственного достоинства...
Мины придумали гуманисты...





Уничтожено советскими войсками мин и фугасов (тыс. шт.):
1 — на поле боя и объектах, 2 — на складах и в караванах.



Потери советских войск при подрывах на минах (чел.):
1 — личного состава, 2 — техники.

















Следует заметить, что применение противопехотных мин в армии США носит подчиненный характер. Основная их задача состоит в предотвращении попыток противника обезвредить противотанковые мины и проделать проходы в минных полях. Это своего рода защита противотанковых мин и одну противотанковую могут прикрывать до пяти противопехотных мин. При этом, саперы вовсе не интересуются вопросом - пройдет ли пехота противника через данное минное поле или нет. Хотя в некоторых случаях возможно использование в минном поле только противопехотных мин, но устанавливаются они по тем же правилам, что и противотанковые, только в группе мин (кластере) ПТ мина будет отсутствовать.

Минные поля стандартного образца (Standard-Pattern Minefields)
Для минирования по этой схеме применяются противотанковые мины М15, М19 с нажимными или штыревыми взрывателями и противотанковые мины М21 со штыревыми взрывателями и противопехотные мины М14 и М16. Мины устанавливаются на поверхность или закапываются в землю. Установка производится только вручную с использованием транспортных средств (обычно транспортер М113).
Минные поля этой схемы обычно используются в качестве защитных, т.е. прикрывающих передний край обороны или объект и беспокоящих, т.е. устанавливаемых в тылу противника. Поэтому подсхема здесь одна. Если же минные поля стандартного образца используются в качестве тактических, то эффекты dusrupt, fix, turn, block достигаются изменением числа полос в минном поле с одновременным увеличением его глубины и количества мин в кластере.

Если в минных полях рядного типа мины просто устанавливаются на определенных интервалах между собой (4-6 метров), то в данной схеме мины устанавливаются группами ( ячейками, более современное название - кластерами).

Каждый кластер состоит из одной базовой мины и нескольких мин, так сказать "пристяжных". Место расположения базовой мины является центром полукруга радиусом 2 метра, в пределах которого и выставляются остальные мины. Вот этот воображаемый полукруг с помещенным в нем минами и называется группой или кластером.

На рисунке показан один из вариантов кластера (группы). Базовая мина противотанковая М15, кластерные мины - одна осколочная выпрыгивающая натяжного действия М16 и четыре противопехотные фугасные нажимного действия М14.



По состоянию на 2002 год стандартными считаются кластеры следующих вариантов (противотанковые мины могут быть только базовыми):
1. 1 противотанковая мина.
2. 1 противотанковая мина и 4 противопехотные мины.
3. 1 противопехотная мина.
4. 5 противопехотных мин.

Ранее существовали и другие варианты кластеров, однако по не вполне понятным причинам от них отказались.[3]


------------------------

[1] - http://forum.artofwar.net.ru/viewtopic.php?p=6599#6599 Добавлено: Пт Дек 19, 2008 08:55
[2] - http://forum.artofwar.net.ru/viewtopic.php?p=6599#6599 Добавлено: Пт Окт 24, 2008 18:15
[3] - http://forum.artofwar.net.ru/viewtopic.php?p=6599#6599 Добавлено: Вт Июн 05, 2007 09:11
[4] - http://www.palacebarracksmemorialgarden.org/Corporal%20Mark%20Wright.htm



счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.