Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

afgan  

Небо в иглах


© Copyright   afgan    (greshnoff@mail.ru)
Добавлено: 2012/04/19
ИНФОГРАФИКА Афганистан -1979-1992
Годы событий: 2007
Аннотация:
Самой эффективной и малозаметной единицей ПВО стал… пехотинец с лёгкой ракетой малого радиуса действия...

Обсуждение произведений













Пуск ЗУР осуществляется стрелком-оператором с плеча из положения стоя, с колена, из окопа, с бронетехники, движущейся на скорости до 20 км/час. Предназначен комплекс для борьбы с дозвуковыми низколетящими целями. ПЗРК "Стрела-2" способен поражать только удаляющиеся самолеты или вертолеты, поскольку тепловая головка самонаведения имеет низкую чувствительность и может реагировать только на тепло двигателя. Более совершенный ПЗРК "Стрела-2М" позволяет стрелять и по приближающимся целям, хотя с низкой вероятностью попадания.

Дальнейшим его развитием стала "Стрела-3" (SA-14 Gremlin). В ней применено охлаждение головки самонаведения жидким азотом. Оно происходит перед обнаружением цели и значительно повышает чувствительность, что дает возможность стрелять не только вдогонку, но и по приближающемуся самолету. Но ее быстро сменили ПЗРК типа "Игла". Однако до сих пор модификации "Стрелы-2" производятся в Египте ("Ayn as-Sakr"), Пакистане (ANZA MKI) и Китае (HN-5, Hongying-5).




Боевое крещение "Стрела-2" получила на Ближнем Востоке. В официальных заявлениях начиная с лета 1969 года арабская сторона утверждала, что ВВС Израиля несут тяжелые потери от ПЗРК. Говорили о 6 "Фантомах", сбитых за один день. В реальности первые самолеты были поражены "Стрелами" в 1973 году во время войны Судного дня. Цифры из разных источников сильно разнятся, но наиболее достоверная информация гласит: зафиксировано 35 попаданий "Стрелы-2" в израильские самолеты. При этом сбиты 4 самолета, 3 получили серьезные повреждения, остальные быстро отремонтированы и иногда в тот же день снова совершали боевые вылеты. А всего египетскими бойцами было израсходовано порядка 5 тыс. "Стрел". Такая слабая эффективность объясняется не только низкой чувствительностью головки наведения, но и малым весом боевой части, взрыв которой наносил небольшой ущерб.

В апреле-мае 1974 года "Стрелами" были сбиты два F-4Е "Фантом" и один А-4 "Скайхок" ВВС Израиля. В ходе вторжения в Ливан в 1982 году из ПЗРК удалось уничтожить два израильских вертолета и "Скайхок", по которому выпустили 50 "Стрел"

Стоит отметить, что израильтяне, захватив в 1973 и 1982 годах большое количество "Стрел-2", приняли их на вооружение. Долгое время это был единственный тип ПЗРК, который имелся в Армии обороны Израиля, лишь в 1979 году американцы продали ЦАХАЛу "Ред ай".

По израильским данным, против крылатых и винтокрылых машин ВВС Израиля в 1973-1988 годах было применено 6825 ЗУР "Стрела-2" и "Стрела-2М". Потери составили 10 самолетов и вертолетов. Главным средством борьбы с ракетами ПЗРК стали тепловые ловушки, отстреливаемые с борта летательного аппарата.

Гораздо эффективней использовали "Стрелу-2" вьетнамские партизаны. За первое полугодие 1973 года они выпустили 22 ракеты, сбив 5 самолетов и 3 вертолета противника. За второе полугодие счет увеличился еще на 12 самолетов. В 1974 году список потерь южновьетнамской правительственной авиации превысил две сотни машин. 30 апреля 1975 год, в день окончания войны, "Стрелой-2" был сбит последний самолет, им оказался "противопартизанский" военно-транспортный АС-119.

Изготовленные по советской лицензии в Югославии ПЗРК "Стрела-2" использовались для поражения крылатых ракет и беспилотных разведывательных самолетов НАТО в период войны 1999 года. В Боснии в 1995 году "Стрелами" сбиты американский F-16 и французский "Мираж". В мае 1999 года курдские повстанцы в один день уничтожили три турецких вертолета все теми же "Стрелами", давно снятыми в России с производства.


16 января 2006 года близ Багдада иракские повстанцы сбили американский вертолет "Апач". Как установило командование США, машина была поражена ракетой класса "земля-воздух" SA-7 (по классификации НАТО) российского производства. Такие ракеты применяются в переносных зенитных ракетных комплексах (ПЗРК) "Стрела". И хотя это был уже третий вертолет, потерянный в Ираке в течение 10 дней, по словам американского генерала Джона Кина, он оказался первым, уничтоженным русской "Стрелой". До этого обстрелы из ПЗРК не достигали цели. Либо американцам везло, либо у операторов комплексов не хватало умения.

Режимом Саддама Хусейна были закуплены тысячи таких ракет. Точно их число неизвестно. После прихода американцев все ПЗРК исчезли со складов. Не исключено, что "Стрелы" из Ирака растекутся по всему миру и окажутся в руках различных террористических группировок.


Рано или поздно, но на такое оружие, как ПЗРК, должны были обратить внимание террористы. Первыми опробовали американские переносные зенитные ракетные комплексы афганские моджахеды.
Моджахеды вступили в войну с системами “Ред Ай” производства США, “Стрела-2” производства СССР и британской ракетой “Блоупайп”. Необходимо сказать, что вплоть до середины восьмидесятых на долю ПЗРК приходилось не более 10% от числа сбитых летательных аппаратов правительственных войск и “ограниченного контингента”. Причём, самой эффективной ракетой была поставленная из Ирана “Стрела-2”. Она имела большую, чем “Ред Ай” скорость, маневренность, даже более мощную БЧ (1,15кг против 1кг) не смотря на меньший калибр (72мм против 101мм). Американская ракета обладала ненадёжными бесконтактными и даже контактными взрывателями. Так было зафиксировано несколько случаев попадания этой ракеты в Ми-24, при котором она разбивалась о бронелист и “отскакивала” от вертолёта. Бесконтактные взрыватели были ещё хуже – часто, ракета пролетала всего в 50см от корпуса штурмовика или вертолёта, не разрываясь. Однако, вертолёты Ми-8 сбивались этой системой регулярно. Но вероятность попадания была на 30% ниже, чем у “Стрелы”. Попадая в двигатели Су-25 и Ми-24 при контактном разрыве “Ред Ай” причиняла им мало вреда, и, после ремонта, машины возвращались в строй.
Но, так или иначе, пуски обеих ракет производились по Су-25 и Су-17 с расстояния не более 3000м, а по Ми-24 и Ми-8 с расстояния не более 2000м. Поршневые Ми-4 за счёт слабой ИК-сигнатуры были и вовсе недоступны этим ПЗРК. Значительно большими возможностями обладала (теоретически) британская “Блоупайп”. Она была всеракурсной и могла атаковать боевой самолёт на встречном курсе с дистанции в 6км, вертолёт с дистанции в 5км. Термоловушки не были для неё помехой, а БЧ 100мм ракеты весила 3кг и была достаточно мощной. Но… Способ наведения по ручным радиокомандам, когда ракета управлялась с помощью джойстика, перемещаемого большим пальцем, обрекал ракеты на промах. К тому же – вес комплекса переваливал за 20кг, что не лучшим образом сказывалось на применении его душманами, среди которых богатыри встречались редко. Англичане списывали неудачи своей системы на “тупость” духов, но с малых дистанций РПГ-7 был более эффективен против Ми-8, чем английская ракета.… Со всеми вытекающими последствиями. Ситуация резко изменилась с попаданием в Афганистан новейших американских ракет “Стингер”.

ПЗРК“Блоупайп”

Компактная 70мм ракета была всеракурсной, с полностью автономным пассивным ИК наведением. Её максимальная скорость достигала М2. За одну только первую неделю применения “Стингеров” их жертвами стали 4 самолёта Су-25. Термоловушки не спасали машину от уже запущенной ракеты, а мощная 3х килограммовая БЧ весьма эффективно поражала двигатели Су-25, вызывала пожар, в результате которого перегорали тросы управления стабилизатором. Метод “оловянного смещения” примененный дабы причинить машине больше вреда был очень эффективен против Су-25 и малоэффективен против Ми-24. Известен случай, когда в советский вертолёт попало два “стингера” – оба в один и тот же двигатель – повреждённая машина вернулась на базу. Для защиты вертолётов от ПЗРК применили ЭВУ (экранированные выхлопные устройства), снижающие контрастность ИК-излучения в 2,2 раза. Установили и новый генератор импульсных ИК-сигналов Л-166В-11Е, уводящий ракеты в сторону, и, к тому же, провоцирующий ложный захват, когда ГСН ракеты ещё не реагирует на тепловое излучение двигателей. Летом, в условиях высоких температур, даже снимали ЭВУ – настолько эффективен был инфракрасный “джаммер”. Кстати, а вертолётчики нашли ему и мирное применение - кипятили на нём чай или жарили яичницу.

Но у “Стингера” была и слабая сторона, которую поначалу считали сильной – пусковая установка была оснащена радиоприцелом (знаменитыми решёточками) и выдавала себя лётчику Су-25, который применял ловушки превентивно, что существенно увеличивало эффективность этих противоракетных средств. “Всеракурсность” по Су-25 душманы могли применять только зимой, ибо летом, слабо разогретые передние кромки крыльев штурмовика не давали достаточной контрастности в разогретом воздухе для пуска ПЗРК в переднюю полусферу.

Системы “Стрела” применялись даже колумбийскими наркокортелями, и были довольно эффективны против транспортных американских “ирокезов” с десантом на борту.


Во время “Бури в пустыне” жертвами ракет “Стрела-2М” стали четыре вертикалки типа “Харриер”, а так же штурмовик А-10 “Тандерболт” и одна “Супер кобра”. Много самолётов НАТО было сбито сербами ракетами “Стрела-2М” и “Игла”, в том числе – англо-французский “Ягуар” и истребители Ф-16 и “Мираж-2000”. ПЗРК повоевали в Анголе, Чаде, Никарагуа, – что и говорить – во всех “горячих точках” планеты. Самой неудачной для ПЗРК войной стали чеченская кампания1994-96 годов, и кампания, начавшаяся в 1998ом, и продолжающейся по сей день. Из 128 пусков ракет “Стрела-2М”, “Стингер”, даже “Игла” успех бандитам сопутствовал только в одном случае – в конце 1999 года ракетой “Стрела-2М” был сбит бомбардировщик Су-24, при этом один лётчик погиб, а второй попал в плен, но был вскоре выкуплен. Чеченцы не были достаточно обучены тактике применения такого оружия, к тому же основной ударной силой федеральных войск был вертолёт Ми-24В, оснащённый системой ЭВУ, делающей возможным захват его по инфрапеленгу с дистанции не более 1,5км даже такой совершенной ракетой как “Игла”. Пуски по Ми-24 производились с дистанции 2-3км, то есть – ракета заведомо нацеливалась на “фальшивые” импульсы Л-166В-11Е, которая циклично отключалась и “цель” исчезала. Против такой тактики противопоставить что-либо было невозможно. Во время операции по ликвидации банды Радуева в селе Первомайском 85% из числа 157 убитых боевиков пришлись на 80мм ракеты и 23мм снаряды Ми-24ВП. По вертолётам было выпущено 6 ракет ПЗРК, но ни одна не попала в цель. Позже среди трупов чеченских и арабских наёмников были обнаружены АПУ “Стингер”, “Игла” и две “Стрела-2М”. Засаду на вертолёт Ми-17 с генералами Генштаба не стоит считать победой ПЗРК – скорее – поражением ФСБ, которое не предупредило опасную ситуацию. К тому же – летать на небронированном вертолёте, не оснащённом ЭВУ и средствами РЭБ на войне – просто безумие. Для примера – Ми-24ВП, перевозивший в Чечне в 1996 году группу офицеров разведки был атакован ПЗРК (две ракеты ушли мимо), а затем ПТУР с лазерным наведением попал в область главного редуктора. После этого Ми-24 продолжал полёт ещё около 40 минут. Разведчики в целости и сохранности прибыли на место назначения, а ремонт вертолёта ограничился завариванием пробоины в бронелисте и заливкой масла.

Самый последний факт успешного применения ПЗРК произошёл в 2005 году – талибы сбили ракетой “Стрела-2” “Блек Хоук” – транспортно-боевой вертолёт ВВС США. Экипаж и десант погибли…

По итогам афганской войны американские аналитики приписали на счёт “Стингеров” 226 сбитых советских ЛА. Надо сказать, что по советской статистике ПЗРК (всех типов) сбили не более 167 ЛА. Количество 226 подтверждают и советские источники, только речь идёт не о потерях, а о попаданиях, причём не только “Стингеров”, но и ракет “Стрела-2”, “Ред Ай” и “Блоупайп”.

Но на сегодняшний день ракеты, о которых писалось выше – безнадёжно устарели. ГСН современных “Стингеров” не имеют ничего общего с ГСН ракет, поставлявшихся душманам. В Египте и Сербии используются

Югославский вариант ГСН “Стрела-2М”


модернизированные “Стрела-“М” близкие по ТТХ к новой ракете “Игла”. Британская “Блоупайп” модернизирована и выпускается под названием “Джевелин”. Кроме того, на вооружение поставляются абсолютно новые ПЗРК “Игла-М” (Россия), “Мистраль” (Франция), “Стастрейк” (Великобритания). Об этих ракетах хотелось бы поговорить подробнее.

Ракета “Стингер РПМ” (“Stinger RPM”)





Dual Mounted Stinger (DMS)




Ракета “Стингер РПМ” имеет калибр 70мм и массу примерно 10,1кг. Надо сказать, что на сегодняшний день, это – действительно самая компактная ракета такого типа. Особенностью новейшей модификации, по сравнению с ракетой, применявшейся в Афганистане, является биспектральная ГСН, способная “видеть” цель одновременно в инфракрасном и ультрафиолетовом спектрах. Ультрафиолетовое сопровождение является вспомогательным, практически – круглосуточным оптико-контрастным, подстраховывающий ракету от захвата термоловушки. На ракете применён современный микропроцессор, обеспечивающий упреждающее наведение, селекцию целей и высокую вероятность цифрового распознавания. Боевая часть облегчена до 2,3кг, ибо, по результатам боевых действий в Афганистане, выяснилось, что чрезмерная непропорциональная длина БЧ перегружает ракету и имеет малый прирост боевой эффективности по сравнению с более лёгкой БЧ. Скорость ракеты возросла до 640м/с.

Однако, стоит отметить, что средняя скорость на траектории у “Стингера” ниже, чем у “Иглы”, оснащённой двухрежимным маршевым двигателем. Дальность новой ракеты составила 4750м. Однако, (кстати, дифференцированность реальных дальностей пуска ПЗРК игнорируется на всех вертолётных симуляторах) реализовать максимальную дальность, ПЗРК с тепловой ГСН могут только по малоскоростной цели (типа “Суперкобры”) и в заднюю полусферу (при хорошей ИК-сигнатуре). Для истребителя в переднюю полусферу дальность пуска составляет не более 3000м, в заднюю – 4000м. Вертолёт с ЭВУ класса Ми-28 или Ми-24 ГСН “Стингера” может эффективно захватывать с дистанции не более 1800м. Поэтому, в дальнейшем, для обозначения характеристик ПЗРК, для удобства я буду пользоваться схемой дальности обстрела целей в четырёх различных условиях, где А – дальность пуска по малоскоростной цели при сильной инфраконтрастности цели, Б – дальность пуска по истребителю класса “Фантом” в переднюю полусферу, В – то же – вдогон, Г – дальность пуска по вертолёту с ЭВУ. Для “Стингер РПМ” эти показатели распределяются примерно так: 4,75км; 3км; 4км;1,8км.

Добавлю, что новый “Стингер” используется так же на мобильных ЗРК “Эвейнджер”, на который устанавливается 8 ракет в двух блоках, так же им могут укомплектовываться вертолёты “Апач”, “Команч”, “Суперкобра” и ОН-58 “Кайова”; однако, использования ПЗРК в качестве авиационных ракет стоит коснуться отдельно. Применение ракет "Игла-В" на Ми-24ВК и Ми-28Н


ПЗРК “Игла-М” является последовательным развитием ракеты “Игла-1”. Калибр ракеты составляет 72мм, масса ракеты около 11кг, масса БЧ – 2кг. Дальность пуска может достигать 5,2км, по схеме различных целей картина выглядит примерно так: А- 5,2км; Б- 3,5км; В- 4,5км, Г- 2,5км. “Игла-М” так же имеет биспектральную ГСН, что положительно сказывается на помехозащищённости ракеты. В качестве бесконтактного взрывателя применён оригинальный и высокоэффективный “вихревой генератор” – индукционная система, срабатывающая при пролёте вблизи металлического поражаемого объекта. Данная система, пожалуй, наиболее эффективна, чем инфракрасные, лазерные или радио-взрыватели на зарубежных ПЗРК. Вцелом, по всем данным российский комплекс превосходит “Стингер” на 5-15%. Вероятность поражения российской ракетой цели класса F-16 при пуске в переднюю полусферу при применении противником всех активных и пассивных помех и интенсивном маневрировании приблизительно равна 50%. На мобильных ЗРК, в отличие от “Стингера” ракеты семейства “Игла” не применяются, но существует стационарная система “Джигит” оснащённая двумя ракетами а так же пулемётом. В экспериментальном порядке ракетами “Игла” (модификации “Игла-В”) оснащаются боевые вертолёты. (Кстати, в СССР впервые в мире был оснащён ПЗРК “Стрела-2М” вертолёт-разведчик Ми-2М)

Интересные решения применили французы при создании своей перспективной ЗРК Матра “Мистраль” (Matra “Mistral”) .



Главное, что ГСН новой ракеты полностью заимствована у “полноценной” ракеты “Воздух-воздух” Matra “Magic” R-550 класса американского “Сайдуиндера” AIM-9M и российской Р-60М. Это решение позволяет ГСН 90мм ракеты захватывать истребители из передней полусферы на дальности в 6-7км. Масса ракеты 17кг, полный вес пускового устройства 23кг, масса БЧ – 3кг. ПЗРК оснащён радиоприцелом.
Комплекс "Сардаль"
Однако, применение крупноразмерной ГСН уменьшает возможность быстрого углового слежения за высокоманевренной целью. Мощный двигатель, созданный с применением новых технологий, сообщает ракете высокую скорость до 800м/с. Дальность стрельбы при следующих условиях равна: А-6км; Б-7км; В-5км; Г-3,5км. Ракета может применятся со стационарной установки, однако, это уменьшает её боевые возможности. Модификации ПЗРК применяются на шасси французского БТР – 6 ракет 3х2, на боевых ЗРК "Мистраль" на шасси БТР фрегатах 6-ти позиционная ПУ “Сардаль”, а так же на боевых вертолётах.
Пожалуй, последним словом в создании ПЗРК является английский комплекс “Стастрейк”(“Starstreak”).

Англичане остались верны своей концепции – третье поколение английских ПЗРК так же как и первые два не используют стандартную для этого вида оружия и общепринятую во всём мире ТГСН. “Стастрейк” имеет полуактивную лазерную ГСН. Масса комплекса составляет 26кг, ракеты 20кг. Калибр системы – пятидюймовый – 127мм. Изюминкой ракеты является её двухступенчатая конструкция.


В принципе, подобная схема применялась и ранее в России на лёгком ЗРК “Тунгуска” и на перспективной экспериментальной вертолётной ракете средней дальности Р-90. Но, все-таки – это полноценные ракетные системы, а не ПЗРК. К тому же, вторая ступень “Стастрейка” состоит из трёх частей – ракет калибра 38мм. Максимальная скорость ракеты достигает почти 4М, но на начальном участке полёта, когда три ракеты разгоняются общей системой, скорость значительно меньше. Ракета очень дорогая, так как включает в себя целых четыре ГСН – единой высокочувствительной на первой ступени и по одной из каждых трёх ракет второй ступени. Причём, микроракетки стартуют только после достижения устойчивого захвата цели, то есть на расстоянии не более 3км от поражаемого объекта. Так что, скорость на траектории не так уж и высока. Дальность пуска ракеты достигает 7км, причём эта дальность применима и к вертолёту с ЭВУ, который доступен ГСН “Стингера” с расстояния не более 1,8км, так как при лазерной подсветке ИК-сигнатура не имеет значения, так же, как пассивные и активные средства РЭБ. Вероятность поражения цели одной из трёх ракет приближается к 96%. Это значение приближается к показателям точности новейших экспериментальных российских ракет “воздух-воздух” с дополнительной радиокомандной коррекцией класса Р-60КМ, однако, БЧ 38мм ракеты может содержать, максимум, 80-100гр ВВ, чего может быть недостаточно для эффективного поражения истребителя, однако, увеличенное кинетическое действие скоростной ракеты, а так же применение поражающих элементов, содержащих обеднённый уран, должны резко повысить боевую эффективность комплекса. Система может применяться на пусковой установке, а так же на ЗРК “Эвейнджер”, вместо ракет “Стингер”. Башня “Эвейнджера” с восемью (4х2), бронированной кабиной и 20мм шестиствольной пушкой “Вулкан” или даже мощнейшей семиствольной 30мм пушкой “Эвейнджер”(от штурмовика А-10) может устанавливаться на БТР М113АРС. Также до четырёх ракет “Стастрейк” способен нести AH-64D"Апач".

Применнеие ПЗРК на вертолётах – особая тема. Вряд ли 14 “Стингеров” “Команча” будут эффективны против Ми-28. Для их применения американскому вертолёту придётся подкрасться на расстояние километра в два и произвести пуск как минимум пяти ракет, ибо часть из них могут промахнуться, а для выведения такого тяжёлого вертолёта из строя потребуется не одно, а два-три попадания. А на таком расстоянии 30мм пушка российского вертолёта мало что оставит от “Команча”. Против истребителей “Стингер” тоже слабоват, ввиду малой дальности. Значительно большими возможностями обладает французская ракета “Мистраль”, которая используется в качестве оборонительного оружия та НАС “Тигр”. Идентичная с ракетой Р-550 ГСН дает большие возможности для обороны вертолёта отистребителей, при массе всего 17кг против 90 кг у ракеты “Мажик”. Ракета “Стастрейк” – так же – надёжное оборонительное оружие. Однако, вертолёты с этими ракетами, пожалуй, имеют только оборонительный, а не наступательный потенциал. Ибо, на пересекающихся курсах они не могут атаковать истребитель с достаточной дальности. Против боевых вертолётов противника три 38мм ракеты “Стастрейка” слишком слабы, просто невозможно себе представить, чтобы ими был поражён вертолёт класса Ми-24ВП, оснащённый мощным бронированием, а так же обладающий дублированием основных систем (два двигателя одним пуском повредить просто невозможно). Против Ми-28 эффективность этих ракет ещё меньше.

Российские вертолёты, оснащённые ракетами, интегрированными с основными комплексами вооружения – как то “Атака” 9М220О или 9М220ОМ на Ми-28 и Ми-24 или модификация, созданная для воздушного боя, ракеты “Вихрь” для Ка-50 или полноценные ракеты “воздух-воздух” Р-60М для Ми-24 и для Ка-50, а так же специальная радио корректируемая Р-60КМ, способная поражать истребители на дистанции до 15км для перспективного винтокрылого перехватчика Ми-24ЭП обладают возможностью атаковать истребители на пересекающихся курсах со значительно большей дальности, а так же мощной БЧ, позволяющей уничтожать вертолёты класса “Апач” одним попаданием. Это и есть наступательный потенциал воздушного боя. При этом масса ракет “Атака” или Р-60М всего лишь в два раза выше массы ракет “Стастрейк”, но более тяговооружённые российские вертолёты могут себе это позволить. Таким образом, вооружение зарубежных вертолётов даже столь совершенными ПЗРК как “Мистраль” и “Стастрейк” является, всё-таки, полумерой, не способной обеспечить достаточную эффективность в бою по сравнению с российскими вертолётами. Тем более, вооружение наших машин ракетами “Игла-В” вряд ли целесообразно.

А вот в руках у пехотинцев, наоборот, самыми эффективными являются системы “Игла” и “Стингер”. Хотя бы потому, что их можно удержать в руках. Не самым лёгким делом является, держа на плече 26кг “Стастрейк”, ловить цель, находящуюся на расстоянии в 7 км лазерным лучом. Система “Мистраль” и вовсе требует времени на развёртывание её пусковой “треноги”. Потом, “Игла” и “Стингер” являются полностью автономными ракетами, а “Стастрейк” требует сопровождения от первой до последней секунды полёта системы, что подвергает опасности оператора, а, в случае его гибели сводит к нулю боевые возможности ракеты. Всё-таки, ПЗРК должна быть достаточно легка, чтобы оператор мог “прыгать” с ней по окопам, или даже (в этом нет ничего смешного) залезть на дерево и устроить там самую эффективную засаду на неприятельский летательный аппарат. И каким бы мягким не было поролоновое сидение системы “Мистраль”, и какими бы точными не были бы микроракеты системы “Стастрейк” данным требованиям их характеристики не отвечают. И российская “Игла-М” остаётся лучшей ракетой такого класса.

За пределами зон локальных конфликтов впервые ПЗРК применили североирландские боевики, обстрелявшие в марте 1994 года лондонский аэропорт "Хитроу". В апреле того же года ракетой переносного комплекса был сбит самолет "Фалкон-50" с президентами Бурунди и Руанды.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), 42 раза по гражданским самолетам применялись ПЗРК в разных регионах мира. В результате этих обстрелов сбито 29 самолетов, погибло более 600 человек. Еще больше пострадала военная авиация и самолеты ООН. География террористических нападений охватывает едва ли не весь мир: Кения, Великобритания, Афганистан, Ирак, Ангола, Саудовская Аравия, Конго.

Самый трагический результат применения "Стрелы" - август 2002 года, Чечня. На подлете к аэропорту "Ханкала" террорист, стрелявший со второго этажа полуразрушенной пятиэтажки, попал в один из двигателей транспортного вертолета Ми-26. Не дотянув до аэродрома, машина упала на минное поле и загорелась. Погибли 118 российских военнослужащих.

28 ноября 2002 года две "Стрелы" были выпущены по израильскому "Боингу-757" в районе аэропорта "Момбаса", Кения. Годом раньше в ноябре 2001 года в районе Праги такой же "Стрелой" пытались сбить самолет министра иностранных дел Израиля Шимона Переса. Исследование обнаруженных пусковых установок показало, что все ПЗРК из одной партии, изготовленной в марте1974 года на заводе им. Дегтярева в Коврове. К моменту использования срок годности у них закончился. Кроме того, террористы не имели опыта и неумело использовали ПЗРК. Поэтому обе атаки оказались безуспешными.

В декабре 2003 года Россия, США и еще 31 государство (в основном европейские страны) приняли решение о мерах по предотвращению попадания ПЗРК в руки террористов, которые могут использовать их против гражданских самолетов. Предполагалось взять под международный контроль все продажи и перемещения этих установок с ракетами. Устаревшие "Стрелы", снятые с вооружения, предлагалось уничтожить. Это сделали Сербия, Никарагуа и ряд других государств. Но Грузия с Украиной, например, отказались предоставить данные о наличии ПЗРК.

Все эти меры опоздали лет на 10-15. К нынешнему времени "Стрелы" находили у палестинских группировок и баскских террористов из организации ЭТА, у мятежников в Косово и Македонии, у ирландских сепаратистов из ИРА, талибов Афганистана и в ячейках "Аль-Каиды", во всех воюющих регионах Африки.


КОНСТРУКЦИЯ

Главной трудностью при создании тепловой головки самонаведения было достижение стабилизации ракеты в полете. Для этого требовался гироскоп с малыми массо-габаритными характеристиками. Американцы для "Ред ай" совместили параболическое зеркало головки с гироприводом на основе трехстепенного гироскопа, избавившись от гироплатформы, какая применяется в больших ракетах. В СССР не имели подходящей элементной базы, поэтому в ЦКБ "Геофизика" сконструировали гироскоп, позволяющий наводить ЗУР методом пропорциональной навигации без больших поперечных нагрузок.

Еще одной проблемой стала струя сгораемого двигателя, которая могла поразить стрелка-наводчика. Чтобы этого избежать, решено было запускать маршевый двигатель на расстоянии нескольких метров от пусковой трубы с использованием специально разработанной пиротехнической задержки. Ракета выбрасывалась из трубы особым вышибным зарядом, полностью сгорающим в пусковой трубе. Поэтому "Стрела-2" могла применяться не только из окопа и люка бронетехники, но даже с опущенным в воду концом трубы.

Смесевое твердое топливо, способное гореть оптимальное для полета ракеты время, тоже удалось создать не сразу. Кратерная форма торца порохового заряда позволила увеличить площадь горения. А скорости горения до 40 мм/сек достигли путем армирования заряда металлическими проволочками. Благодаря их высокой теплопроводности ускорялся прогрев внутренних слоев топлива, что обеспечивало их быстрое возгорание.

Для уменьшения лобового сопротивления диаметр ракеты сделали возможно малым - 76 мм. ЗУР выполнена по схеме "утка", имеет всего два руля, которые утапливаются внутрь корпуса ракеты, когда она находится в пусковой трубе. Четыре перьевых стабилизатора складываются позади среза сопла, а при пуске раскрываются с помощью пружинного механизма.

Боевая часть весом всего 1,17 кг способна нанести ущерб только при прямом попадании. Обычно она влетает прямо в раскаленное сопло двигателя. При ударе ракета разрушается. Чтобы подрыв боевой части произошел в момент удара, применен импульсный высокочувствительный магнитоэлектрический резонатор, в схеме которого стоит полупроводниковый усилитель и реактивные контакты, обеспечивающие замыкание электроцепи детонатора в момент удара. Если ракета не поражает цель, через 14-17 секунд полета срабатывает самоликвидатор и подрывает боевую часть.

Стартовая масса управляемой ракеты 9К32М - 9,8 кг. Масса комплекса в боевом положении - 15 кг. Средняя скорость ЗУР - 500 м/сек, максимальная - 630 м/сек. Длина - 1440 мм. Дальность поражения цели - 800-4200 м; высота поражения цели - 50-2300 м.

Малый вес боевой части не позволяет гарантированно уничтожать любую цель. Лучше всего "Стрела-2", как и прочие ПЗРК ее класса, применять против одно- и двухмоторных летательных аппаратов в момент взлета. Большие транспортные и пассажирские самолеты с несколькими двигателями сбить с ее помощью почти невозможно. Зачастую повреждения, причиняемые соплу двигателя, носят минимальный характер, и после небольшого ремонта самолет снова готов к полету. Стоимость "Стрел" на черном рынке оружия - 15 тыс. долларов. Торговать есть чем: СССР и Россия поставляли ПЗРК "Стрела-2" и "Стрела-2М" более чем в 60 стран (американские "Ред ай" - в 24 страны), а лицензии на их производство передали полутора десяткам государств, не меньше.





Источники:
http://nvo.ng.ru/printed/6332
http://worldweapon.ru/strelok/stat1.php
http://mega.km.ru/weaponry/encyclop.asp?TopicNumber=2479




счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.