afganКонфликт интересов - водные ресурсы трансграничных рекМежгосударственные водные отношения имеют более чем 3-тысячелетнюю историю и до Х1Хв. ограничивались условиями прохождения границ, судоходства, торговли. Со второй половины ХIХв. появляется необходимость правового регулирования объема водозабора, качества вод, их вредного трансграничного воздействия. Обсуждение произведений Межгосударственные водные отношения имеют более чем 3-тысячелетнюю историю и до Х1Хв. ограничивались условиями прохождения границ, судоходства, торговли. Со второй половины Х1Хв. появляется необходимость правового регулирования объема водозабора, качества вод, их вредного трансграничного воздействия. Практике развития межгосударственных водных отношений известны ряд руководящих правовых принципов-доктрин: 1. "абсолютного суверенитета" (или «доктрина Хармана»). Доктрина названа именем министра юстиции США, обосновавшего позицию американской стороны в споре с Мексикой по водам реки Рио-Гранде (1895 г.), берущей начало в США; предполагает монопольное использование формируемых на своей территории вод; использовалась странами зоны формирования стока; в основе своей имеет конфликтное начало; 2. "абсолютной неприкосновенности" (сток должен оставаться неизменным); 3. "сервитутов" или "ограниченного суверенитета" (ограничение права одного государства на использование ТВР в пользу другого или ряда государств); 4. "общности интересов". Доктрина, признанная мировым сообществом. Международно-правовая база по ТВР включает межгосударственные договора и соглашения, а также правила, разработанные Институтом международного права (ИМП), Комиссией международного права (КМП) и ассоциацией международного права (АМП) ООН, многосторонние и двусторонние декларации, конвенции, директивы, резолюции в сфере ТВР. В настоящее время значительное влияние на развитие международного водного права оказывают Конвенция ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г., Конвенция Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Хельсинкские правила по использованию водных ресурсов международных рек 1966 г. и др. Принципы международного водного права базируются на фундаментальных принципах международного права и специальных принципах международного права окружающей среды и сводятся в синтезированном виде к следующим основным: 1. суверенитет страны на принадлежащий ему участок трансграничной реки; 2. сотрудничество и равенство прав прибрежных государств на справедливое и разумное использование ТВР с учетом исторического пользования; 3. справедливое использование международных рек при соблюдении общих интересов всех прибрежных государств и специфических интересов каждого из них”; 4. не причинение трансграничного ущерба ("не навреди"); 5. возмещение нанесенного вреда ("загрязнитель платит"). ![]() Как известно, ВСУР в Йоханнесбурге (2002 г.) призвал все государства иметь к 2005 г. готовые к применению Национальные планы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР). В свою очередь, государства Центральной Азии подтвердили приверженность принципам ИУВР . По классификации Глобального Водного Партнерства (ГВП), активного и последовательного проводника идей ИУВР, ключевыми элементами среды, способствующей применению ИУВР, являются: - политические решения («водная политика»), - законодательная основа («водная политика в форме закона»), - структуры финансирования и стимулирования. Принятие соответствующих политических решений – наиболее «продвинутая» часть в сфере межгосударственных водных отношений между странами ЦАР. Ни по одному аспекту межгосударственных отношений Главы государств Центральной Азии не встречались так часто, как по водно-экологическим проблемам. Подтверждением тому является принятие Главами государств ЦАР Кызыл-Ординской, Нукусской, Алма-Атинской, Душанбинской Деклараций, Ташкентского, Ашгабатского Заявлений. Программ бассейна Аральского моря (ПБАМ-1, ПБАМ-2) по решению водно-экологических проблем региона, не считая других двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне по этим вопросам. Следует также отметить, что управление ТВР Центральной Азии занимает ведущее место в таких региональных структурах, как Организация «Центрально-Азиатское сотрудничество» - ОЦАС (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, с 2004 г. – и Россия) и Международный Фонд спасения Арала - МФСА (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Таким образом, согласованная Главами государств ЦАР политическая база для совместного управления ТВР региона, имеется. Сложнее дело обстоит с разработкой международно-правовой базы региональных водных отношений. За годы независимости между странами Центральной Азии заключены следующие Соглашения в сфере совместного управления ТВР региона: 1. Межправительственное Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (Алма-Ата, 18.02.1992 г.); 2. Межгосударственное Соглашение между Туркменистаном и Узбекистаном «О сотрудничестве по водохозяйственным вопросам» (Туркменабат, 15.01.1996 г.) 3. Межправительственное Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном «Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи» (Бишкек, 17.03.1998 г.); Таджикистан – Сторона Соглашения с 1999 г. Соглашением от 1992 г. страны ЦАР подтвердили отраженные в «Схемах КИОВР…» положения, а также – признали остающимися в силе все ранее принятые нормативно-правовые акты касательно трансграничных вод региона. В то же время, «Схемы КИОВР…» имели ряд серьезных недостатков, основными из которых являются: а) акцент в них делался на управлении объемом при игнорировании вопросов управления качеством водных ресурсов; В октябре 2004 г. заключено второе Межгосударственное Соглашение между Туркменистаном и Узбекистаном о сотрудничестве по водохозяйственным вопросам. б) «Схемы КИОВР…» не учитывали требований природы в воде. Подписанное Главами государств Соглашение от 1996 г. является правовой основой водных отношений между Туркменистаном и Узбекистаном. Надо заметить, что в Соглашении от 1996 г. включен ряд принципов и положений «Схемы КИОВР бассейна Амударьи», в частности - о делении вод Амударьи ниже гидропоста Керки равными долями (50% на 50%). Соглашение от 1998 г. сыграло позитивную роль в упорядочении водно-энергетического обмена между странами бассейна Сырдарьи (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). В то же время, практика действия Соглашения показала, что оно не устраивает: а) страны зоны формирования стока (Кыргызстан, Таджикистан) в годы средней водности; б) среднего и нижнего течения Сырдарьи (Казахстан, Узбекистан) - в маловодные годы; в) все Стороны – в многоводные годы. Таким образом, за годы независимости между странами ЦАР заключено три Соглашения по вопросам совместного управления ТВР, что является, на наш взгляд, крайне недостаточным. Конфликт интересов стран ЦАР при совместном использовании ТВР надо воспринимать как объективное явление. Но, в целях обеспечения устойчивого развития региона, представляется крайне важным найти приемлемый для всех сторон баланс между национальными интересами каждой республики Центральной Азии и интересами региона в целом, а также позитивные стороны конфликта интересов. При конструктивном подходе конфликт интересов позволяет: - уточнить частные (страны) и общие (региона) стратегические цели развития; - выявить ключевые проблемы, мешающие достижению этих целей; - установить и согласовать спорные факты; - осуществить допустимую в интересах Сторон корректировку действий. Представляется, что главной управленческой целью МКВК должно стать обеспечение консенсуса между странами ЦАР по вопросам обеспечения национальных и региональных интересов в сфере управления ТВР. Взаимопонимание может быть достигнуто при желании Сторон использовать добровольные механизмы разрешения противоречий, не прибегая к юридическим инструментам. В то же время, правовые основы разрешения противоречий обязательно должны быть разработаны. Это позволит осуществлять национальные действия в пределах правового поля. Как правило, при возникновении разногласий и наличии соответствующих договоренностей, Стороны акцентируют свое внимание на положениях Соглашения, которые нарушены, а не апеллируют к третьей стороне. Наличие прочной международно-правовой базы управления ТВР региона является также фактором сдерживания эмоций и исключает беспредметность споров... © ArtOfWar, 2007 Все права защищены.
|