Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

afgan  

06.11.07 в Афганистане совершен самый страшный теракт за всю его постталибскую историю


© Copyright   afgan    (greshnoff@mail.ru)
Добавлено: 2010/02/27
ИНФОГРАФИКА Афганистан -1979-1992
Годы событий: 2007
Аннотация:
Локальные лидеры продолжают определять и характер морально-этической и социально-политической оценки населением той или иной местности любых решений или действий властей или иных сил общенационального масштаба. Экономические и иные социальные отношения на местах продолжают регулироваться не столько государственными законодательными актами, сколько адатом, местными традициями и обычаями, авторитетом основных собственников, являющихся, как правило, и родоплеменными лидерами...

Обсуждение произведений


06.11.07 в Афганистане совершен страшный теракт за всю его историю. Во время посещения парламентской делегацией сахарного завода в провинции Баглан к северу от Кабула подорвал себя террорист-смертник. Жертвами взрыва стали, по различным сообщениям, от 80 до 100 человек, среди которых женщины и дети. По сообщениям афганских СМИ, движение «Талибан» отказалось взять на себя ответственность за этом теракт. Не взяла на себя ответственность ни одна из других действующих в стране вооруженных группировок.
Террористы нанесли удар там, где его меньше всего ожидали. Баглан расположен на севере страны, в районе, контролируемом исмаилитами (одно из направлений в исламе, которое многие считают шиитской сектой). По всей видимости, взорвать хотели прежде всего неформального лидера хазарейцев, весьма влиятельной в современном руководстве страны народности, экс-министра торговли Сайеда Мустафу Казими. Он оказался самым известным человеком из числа погибших. Заметим, что хазарейцы – шииты, в годы борьбы против режима «Талибана» они активно сотрудничали с Тегераном.
Казими был очень популярен в стране. Будучи прекрасным оратором, он возглавлял Партию народовластия, в парламентскую группу которой входили не только хазарейцы, но и представители узбекского и таджикского этносов. Талибы его страшно ненавидели.
Боевики «Талибана» давно хотели отомстить за погибшего еще в мае полевого командира муллу Дадулу, известного своими расправами над «неверными», самыми опасными из которых он считал как раз шиитов-хазарейцев. Как видим, эта месть действительно оказалась страшной...

Информация:

Дадулла - один из самых успешных и талантливых полевых командиров, которые были у талибов. Он успешно воевал с Исмаил Ханом в Герате, но большую известность мулла получил во время боев за Мазари-Шариф. Мулла Дадулла был назначен на должность командира отряда, эквивалентного дивизии, личным распоряжением главы Талибана муллы Омара сразу же после освобождения из кандагарской тюрьмы. Дадулла оправдал оказанное доверие, взял хорошо укрепленный город, обороняемый большим гарнизоном. Падение Мазари-Шарифа резко ухудшило стратегическое положение Северного Альянса. Впрочем, мулла Дадулла успешно соединяет свои полководческие таланты с жестокостью и личным участием в казнях.

По сообщениям Министерства обороны Афганистана, в провинции Урузган 23 апреля 2007 года был окружен большой отряд боевиков, численностью порядка 200 человек. 24 апреля прошло сообщение о том, что захвачен командир этого отряда - мулла Дадулла. Но уже 26 апреля Министерство обороны опровергло это сообщение и заявило, что командиром плененных в Урузгане боевиков был мулла Абдул Джабар.
Столь загадочное превращение муллы Дадуллы в муллу Джабара вызвало большой интерес среди афганских парламентариев, и 8 мая 2007 года Мохаммад Ханиф Ханифи заявил о том, что НАТО ведет за спиной афганского правительства и парламента переговоры с талибами.
Дело в том, что как раз 25 апреля мулла Дадулла выступил с удивительным и громким разоблачением. Он заявил в сообщении телеканалу «Аль-Джазира», что взрыв в Баграме 26 февраля 2007 года, когда на авиабазе находился вице-президент США, планировался и контролировался Усамой бен Ладеном и является, таким образом, терактом «Аль-Каеды». Сообщение арабского телеканала подхватило агентство «Associated Press», и 25 апреля его выдали в эфир и на полосы многие западные СМИ, в том числе и весьма авторитетные издания.
Сопоставление событий позволяет предположить, что мулла Дадулла, если он действительно был захвачен в плен в Урузгане, получил свободу в обмен на открытую ложь.
Судя по тому, что вскоре после его выступления был объявлен другой командир захваченного отряда, а захват Дадуллы был опровергнут, видимо ему дали возможность отбыть в неизвестном направлении. Иными словами, можно предполагать, что Дадулле сразу дали возможность получить свободу в обмен на ложное сообщение, что он и сделал. Хотя, также можно предполагать, что вся эта история была сфабрикована, чтобы назвать бен Ладена организатором взрыва в Баграме...
...Наверное, стоит поставить вопрос об американском присутствии в Афганистане несколько по-иному. США не ведет политики в отношении Афганистана, а использует свое присутствие в Афганистане для решения собственных внутренних и внешних проблем. Им нужно представить события в стране в выгодном свете: в том, что страна осаждена со всех сторон талибами, под мудрым руководством то умирающего, то воскресающего бен Ладена, и без американских войск там совсем не обойтись. Все остальное: экономическое развитие, политические и общественные процессы внутри страны отодвигается на задний план и замалчивается...

...Дадулла погиб в бою с афганскими и натовскими войсками в южной провинции Гильменд 13.05.2007.
В 80-х годах прошлого века он принимал участие в борьбе против советских войск; тогда в боях он лишился ноги и пользовался протезом. В 2001 году Мулла Дадулла входил в узкий круг руководителей движения Талибан.
Имя Муллы Дадуллы связано с рядом громких казней в Афганистане, когда убивали людей, обвиняемых в шпионаже. Как считается, он также занимался похищением граждан иностранных государств - в частности, итальянского журналиста и двух французских сотрудников благотворительной организации, которых впоследствии удалось освободить.

Тело Муллы Дадуллы было доставлено в Кандагар, где его продемонстрировали журналистам...



ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ПОНЯТЬ ЧТО ПРОИСХОДИТ, НАМ СЛЕДУЕТ ВСПОМНИТЬ, ЧТО БЫЛО...



Анализируя условия для экономической деятельности в военно-политическом контексте Афганистана начала XXI в., необходимо сделать некоторое важное уточнение в отношении субъектов внутриафганской ситуации. Рассматривая военную ситуацию в Афганистане, уже с 2003 г. вряд ли уместно продолжать говорить о боевиках "Аль-Кайды" или "Талибана". Судя по всему, примерно с середины 2002 г. идет постепенное формирование некоего качественно нового движения сопротивления иностранному военному присутствию в стране, в которое интегрируются бывшие талибы, сторонники Гульбетдина Хекматиара, представители оппозиционных Карзаю пуштунских племен. Называть эти силы "остатками талибов" уже некорректно хотя бы с точки зрения мотивации их активности. Значительная часть участников этого движения, не принадлежавших к движению "Талибан", целый ряд пуштунских племен, воюют против правительственных подразделений и иностранных войск не за то, чтобы вернуть к власти "Талибан", а против антинародного правительства, против иностранных войск. При этом иностранные группы большей частью передислоцировались в Пакистан, где и задействованы в боевых действиях с пакистанской армией, лишь изредка совершая рейды на афганскую территорию. В самом же Афганистане уже в течение 2002-2004 гг. осуществлялась определенная концентрация сил нового движения, шла реорганизации ранее действовавших отрядов и группировок, происходило формирование командных структур. В начале апреля 2003 г. в рамках этого движения сопротивления было создано единое командование ("Рехбар-е шура") - огромные территории страны, целый ряд провинций, находятся под их контролем.

Очередной виток дестабилизации был, по существу, инициирован США и "мировым сообществом" - как результат президентских выборов, проведенных в октябре 2004 г. Эти выборы стали очевидной попыткой распространить на Афганистан западные представления об обществе, исходящие из того, что население страны - это относительно однородная масса граждан, из которых можно создать любую политическую конструкцию. Но Афганистан обладает весьма специфической общественной и политической структурой, которая ничего общего не может иметь с так называемым "гражданским обществом".
Начался новый этап военно-политического противостояния. Едва ли не главным из результатов выборов стали попытки ряда представителей бывшего Северного альянса скоординировать с воюющими группировками, в частности, Гульбетдина Хекматиара, борьбу против иностранного военного вмешательства и марионеточного правительства Хамида Карзая. Детальное содержание этих переговоров, как и сам их факт, естественно, тщательно скрываются. Примерно с середины лета 2004 г. таджикские отряды под видом боевиков ИДУ или талибов совершают отдельные операции против американцев и подразделений карзаевского правительства в провинциях Газни, Кунар, Нангархар, некоторых других. Пакистанские пуштуны определяют в них "парсеванов", как они называют всех персоязычных, в первую очередь таджиков, а заодно хазарейцев и даже узбеков. Параллельно Хамидом Карзаем делаются попытки расширить социальную базу поддержки правительства - при посредничестве муллы Вакиль Ахмада Мутаваккиля в в очередной раз вырабатываются основания для компромисса с бывшими талибами - и в очередной же раз под лозунгом поиска "умеренных" талибов.

Локальные лидеры продолжают определять и характер морально-этической и социально-политической оценки населением той или иной местности любых решений или действий властей или иных сил общенационального масштаба. Экономические и иные социальные отношения на местах продолжают регулироваться не столько государственными законодательными актами, сколько адатом, местными традициями и обычаями, авторитетом основных собственников, являющихся, как правило, и родоплеменными лидерами. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что приоритетной для реализации любых экономических инициатив является поддержка со стороны локальных традиционных лидеров, включая религиозных, нежели одобрение центрального (кабульского) правительства или министерств, носящее характер скорее формальный. Уровень взаимодействия центрального правительства с местными органами власти в экономической сфере характеризуется, например, следующим показателем. Сумма налогов, которая сегодня может быть собрана в Афганистане, оценивается примерно в 500 млн. долларов, из которых в бюджет правительства пока попадает только около 80 млн.

Общий анализ ситуации в Афганистане позволяет сделать следующий вывод:

Достичь определенного успеха, по крайней мере, для граничащих с Афганистаном государств, могут лишь проекты, реализуемые в полосе приграничных провинций при условии, что они будут основаны на взаимопонимании с местными реально действующими авторитетами и региональными властями.



В Баглане обычно имеет место очень доброжелательное отношение к деятельности специалистов из стран бывшего СССР, посторивших ряд крупных промышленных объектов. В 1946 г. СССР и Афганистан подписали соглашение по Амударье, согласно которому последний имел право использовать до девяти кубических километров воды Пянджа. По некоторым оценкам, к настоящему времени Афганистаном используется около двух кубических километров. Годовой сток Пянджа составляет девятнадцать кубических километров, и полное использование Афганистаном своей квоты по соглашению 1946 г. коренным образом изменит сток воды в Амударье. В советский период Москва стремилась поддерживать потребление Афганистаном воды Пянджа на минимальном уровне путем содействия Афганистану в развитии орошаемого земледелия на юге. Тем более что площади орошаемого земледелия на севере сравнительно невелики (отчасти по причине рельефа).
В августе 2004 г. узбекской компанией "Узводзарубежстрой" и американской Lemna International (LI) был подписан протокол о намерениях о совместном восстановлении ирригационной инфраструктуры Афганистана. LI должна разработать схему финансирования проекта, общая сумма субсидий по которому оценивается в 85 млн. долларов. Ирригаторы Узбекской ССР работали в Афганистане с начала 1960-х гг. - в частности, на строительстве Джелалабадского ирригационного комплекса. В 1965-1970 гг. специалистами "Узводзарубежстроя" было проведено освоение дополнительных орошаемых на площади около 32 тысяч гектаров, в 1964-1970 гг. был сооружен гидроузел в провинции Газни. Техническая документация на большинство ирригационных объектов Афганистана хранится в архивах "Узводзарубежстроя", но активность Узбекистана в этой сфере объясняется еще и другим. В январе 2002 г. японский "Global Infrastructure Fund" объявил, что считает невозможным спасение Аральского моря, и предложил направить усилия на максимальное увеличение выгоды для сельского хозяйства от водных ресурсов Сырдарьи и Амударьи, особое внимание уделяя Афганистану. Этот вопрос обсуждался в феврале 2002 г. на международной конференции доноров по Афганистану в Токио, но ни о каких решениях объявлено не было. Инициатива японских экологов вызвала большое возмущение в Узбекистане. Первый заместитель председателя Хорезмского департамента мелиорации и водного хозяйства заявлял, например, что Узбекистан боится последствий для своих областей: "Помогая Афганистану, международное сообщество не должно забывать о нас... Не дай бог, нам придется давать воду еще и Афганистану. Что тогда будет с нами?". Учитывая полную зависимость Узбекистана в вопросах водообеспечения от Таджикистана и Киргизии, любые изменения в структуре забора воды из Амударьи могут мгновенно поставить экономику Узбекистана на грань катастрофы.

Хотя в современной ситуации представляется маловероятным, что какие-либо доноры смогут помочь Афганистану резко увеличить потребление воды из Пянджа и Амударьи, учитывая огромные ресурсы, необходимые для этого, а также политическое и экономическое воздействие на Центральную Азию. Однако Афганистан не сможет восстановить свое сельское хозяйство, не увеличивая забор воды из Амударьи. Все дальнейшие инициативы в сфере управления водными ресурсами в Центральной Азии должны принимать в расчет возможные требования Афганистана. Наилучший способ удовлетворения таких требований - это подлинно региональные переговоры с участием всех стран, расположенных на Амударье и поиск принципиально новых взаимоприемлемых решений.

Баглан - один из наиболее развитых промышленных районов на северо-востоке Афганистана. Здесь имеются гидроэлектростанция, сахарный завод, текстильная фабрика, цементный завод, мелькомбинат, четыре угольных шахты. Возраст всех этих предприятий - 40-50 лет, строились в основном при содействии СССР. Все предприятия по разным причинам работают не на полную мощность. Из-за низких урожаев зерновых простаивает часть мощностей мелькомбината. Не хватает хлопка для работы текстильного комбината: недостаток поливных возможностей не позволяет расширить посевные площади для хлопка, многие крестьяне за годы войны переориентировались на производство риса как более востребованной продукции. В провинции более 20% трудоспособного населения оставляют безработные (оценка губернатора провинции).
В сельском хозяйстве Баглана всегда большое значение имели широко известные ореховые леса (в первую очередь - фисташковые). Однако, после сильных засух и сопровождавших их лесных пожаров, 1999-2000 гг., для возрождения этого промысла требуются средства.

Смертник привел в действие взрывное устройство когда большая делегация из Кабула, включая парламентский комитет по экономике, совершала ознакомительную поездку по провинции Баглан и осматривала местный сахарный завод. За девять месяцев до взрыва, 06.12.2006, после 15-летнего перерыва,в Баглане был торжественный запуск завода по производству сахара. Завод способен производить до 700 тонн сахара в день, которые по оценкам специалистов должны покрыть 1/3 часть от потребностей страны. В настоящее время на заводе создано более 120 рабочих мест. Согласно некоторым данным, Афганистан в год из-за рубежа ввозит около 820 тыс. тонн сахара. Сахарному заводу не хватает средств для закупки у населения сахарной свеклы, в связи с этим из года в год снижаются посевные площади - и это в торговом центре главного свекловичного района...

За прошедшее после падения режима талибов время все программы международной помощи по развитию экономической сферы, как и ассигнования центрального (кабульского) правительства для северо-восточных провинций, остаются пока лишь программами благих намерений и вожделений. Объективно, стержнем всех программ по восстановлению Афганистана должны являться проекты развития сельскохозяйственного производства и ликвидации нехватки продовольствия. Упор же на структурные преобразования, главными из которых считаются развитая банковская система и условия для инвестиций, в условиях, когда не решены насущные экономические задачи: восстановление городов и инфраструктуры, устройство беженцев и восстановление производства, в этих условиях и банковская система, и инвестиционный климат оказываются не вполне востребованы.
Яркой иллюстрацией несоответствия "восстановительных" проектов США объективным потребностям восстановления экономики и страны в целом является политика, связанная с дорожными коммуникациями. В рамках финансируемых США проектов восстанавливаются главные, магистральные дороги. Внутренняя дорожная система восстановительными работами почти не затронута. Не планируются, например, к восстановлению автодороги Шинданд - Бамиан и Герат - Шиберган.
Точно так же во время советского военного присутствия в Афганистане строились и восстанавливались те дороги, которые были важнейшими каналами снабжения 40-й армии. Внутренняя дорожная сеть, в том числе дороги Шинданд-Бамиан и Герат-Шиберган, не использовались для этого. Восстанавливаемые американцами автодороги Кабул-Газни- Калат-и-Гильзаи-Кандагар, Кабул-Джелалабад-Турхам, Кабул-Пули-Хумри-Мазар-и-Шариф, Герат-Калай-и-Нау-Меймане, Чарикар-Бамиан, Андхой-Мазар-и-Шариф и Мазар-и-Шариф-Хайратон имеют первостепенное значение для поддержания над территорией страны военного контроля. Фактически, это транспортное разобщение страны в интересах поддержания контроля американских войск над территорией страны.

В этих условиях предприятия стран бывшего СССР, вознамерившиеся работать в Афганистане, даже не имея особо крупных инвестиционных возможностей, имеют определенные практические - технологические, кадровые и некоторые иные - преимущества: при технико-экономическом содействии Советского Союза в стране было построено 193 экономических объекта, причем наиболее крупные из ныне существующих. Большинство из них за годы войны были не разрушены, а просто запущены, их необходимо переоснастить, модернизировать и пустить в эксплуатацию. Для этого требуются инженерно-технические кадры, сравнительно небольшой объем оборудования и запасных частей. И, вероятно, не слишком большие инвестиции. И это - несмотря на то, что России и другим странам бывшего СССР отведена далеко не первая роль среди внешних игроков на афганском поле - недаром Карзай, находясь в Москве, не раз упоминал советскую оккупацию страны 1979-1989 годов как фактор, приведший к бедственному положению народа.
С данным политическим обстоятельством связано и следующее, уже почти бесспорное, условие - в экономической деятельности постсоветских государств в современном Афганистане бессмысленно рассчитывать на освоение средств каких-то международных спонсоров, включая и ООН, выделение которых опосредуется целым рядом факторов политического свойства. Так, предприятием "Узавтойул" были получены контракты на восстановление и строительство мостов на автотрассе Кабул - Хайратон. Планируется также участие предприятий Узбекистана в строительстве железнодорожной ветки протяженностью 68 км от Хайратона до Мазар-и-Шарифа. Другое дело, что реальные возможности местных администраций афганских провинций и, особенно, неформальных авторитетов, не так уж малы. Готовность местных администраций к содействию в реализации проектов и коммерческих сделок можно было бы оценивать как довольно высокую, если бы не обстоятельство, о котором уже шла речь в начале. Это - непредсказуемая сменяемость региональных чиновников...

Тот кто взорвал людей 06.11.07. в Баглане - убивал аргумент в пользу того, что гарантировать безопасность всей экономической деятельности, а также коммуникаций и транспортировки грузов, соблюдение таможенных процедур, легитимность форм и методов финансовых расчетов могут в основном реальные лидеры, пусть и не всегда обладающие формальной властью.

Экономическое развитие, влекущее создание рабочих мест и повышение уровня жизни, способно создать в приграничных провинциях своеобразную полосу безопасности, население и, особенно, традиционные лидеры которой будут больше заинтересованы в экономическом сотрудничестве, нежели в той или иной деструктивной деятельности.




За три дня до взрыва (03.11.07) канцлер Германии Ангела Меркель с неожиданным визитом прибыла в Кабул.На период пребывания Меркель в Афганистане введена высшая степень безопасности.
Цель политики Берлина в отношении Афганистана - «привести страну шаг за шагом к тому, чтобы она смогла взять свою судьбу в собственные руки», заявила в субботу канцлер ФРГ Ангела Меркель на переговорах в Кабуле с афганским президентом Хамидом Карзаем.
В ходе своего 24-часового визита в Афганистан, Меркель встретилась также с германскими гражданскими сотрудниками организаций, осуществляющих проекты развития в этом государстве и посетила крупнейший контингент бундесвера, дислоцирующийся в североафганском городе Мазари-Шариф.
Федеральный канцлер пообещала усилить германское участие в обучении афганской полиции. Она также заявила, что подразделения бундесвера «не будут длительное время находится» на охваченном военными действиями юге Афганистана.
В настоящее время в этой стране находятся около 3,5 тыс. германских военнослужащих в составе международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ), а также эскадрилья разведывательных самолетов «Торнадо».
На состоявшейся позднее пресс-конференции глава правительства ФРГ подчеркнула также важную роль гражданских специалистов, участвующих в восстановлении Афганистана. Президент Карзай, со своей стороны, поблагодарил Ангелу Меркель за многолетнюю помощь Германии его стране.
Вечером в тот же день канцлер ФРГ возвратилась в Берлин...

Спустя несколько дней после взрыва в северной афганской провинции Баглан, руководство Национального фронта Афганистана (НФА) официально дало оценку произошедшему. Напомним, что в результате теракта погиб один из лидеров НФА – Мустафа Казими. Выступая в Кабуле, экс-президент Афганистана и лидер НФА Бурхануддин Раббани обвинил правоохранительные структуры страны в некомпетентности. "Если бы правоохранительные органы работали эффективно, можно было бы избежать теракта", - заявил лидер НФА. Он также назвал неудовлетворительной работу органов безопасности в других районах страны. "Мы ежедневно являемся свидетелями падения городов на юге страны, - отметил Раббани в ходе прошедшей в Кабуле пресс-конференции. – В течение двух недель пали четыре города в провинциях Фарах и Дай-Конди". В НФА считают, что взрыв мог быть не результатом атаки боевика-смертника, как ранее сообщалось, а результатом обстрела места инцидента. "Очевидцы утверждают, что после взрыва последовала стрельба", - заявил председатель исполнительного Совета НФА Наим Фарахи. По его словам, на телах погибшего Мустафы Казими и его охранников обнаружены пулевые отверстия, сообщает телеканал "Толо". Б.Раббани также высказался за привлечение ООН и других международных организаций к расследованию инцидента.


Есть и другой аспект у данного теракта...
Согласно данным Министерства финансов Афганистана бюджет 1385 года состоит:

Операционный бюджет 40,3 млрд. афгани (831,8 млн. долларов)
Бюджет развития 66,5 млрд. (1372,7 млн.)
Консолидированный бюджет 106,9 млрд. (2204,6 млн.)


Прирост операционного бюджета составляет 17% к 1384 году, прирост консолидированного бюджета составляет 23%. Доля бюджета развития составляет 62,2%.
По всей видимости, аналитики Всемирного банка, будучи не в состоянии поверить в рост афганской экономики на 70% в год, рассудили, что если операционный бюджет Афганистана (который складывается из внутренних поступлений налогов, таможенных сборов и прочего) увеличился на 17%, то, значит, и сама экономика выросла в такой же степени. Но это не учитывает некоторых особенностей афганского законодательства, в частности то, что взимание налога на прибыль не затрагивает основную массу афганцев, поскольку взимается с официальных доходов выше 200 долларов в месяц. В Афганистане нет налогов с продаж или налога на добавленную стоимость, и компании платят только невысокий налог с оборота. Поэтому, основная масса населения платежей в бюджет не вносит, и считать рост по росту налогов и сборов в Афганистане некорректно.
Несмотря на то, что бюджет недополучает сумм от международных доноров, тем не менее государство тратит больше денег на развитие страны. Отмечается, что на 1385 год требовалось 143,3 млрд. афгани (2955,5 млн. долларов) внешнего финансирования от доноров, но реально поступит только 69,1 млрд. афгани (1425,6 млн. долларов). Недофинансирование составит 51,8%3.

Однако расходы бюджета выросли почти по всем статьям:
Расходы бюджета (млн. долларов)(4) 1385 1384 Прирост
Безопасность 72 72 - 0,3%
Управление и права человека 84 36 57%
Инфраструктура и ресурсы 637 483 24%
Образование 100 79 21%
Здравоохранение 78 33 58%
Сельское хозяйство 345 294 15%
Социальная защита 5 1 81%
Экономика и частный сектор 50 56 - 11%

Прирост операционного бюджета составляет 17% к 1384 году, прирост консолидированного бюджета составляет 23%. Доля бюджета развития составляет 62,2%.
По всей видимости, аналитики Всемирного банка, будучи не в состоянии поверить в рост афганской экономики на 70% в год, рассудили, что если операционный бюджет Афганистана (который складывается из внутренних поступлений налогов, таможенных сборов и прочего) увеличился на 17%, то, значит, и сама экономика выросла в такой же степени. Но это не учитывает некоторых особенностей афганского законодательства, в частности то, что взимание налога на прибыль не затрагивает основную массу афганцев, поскольку взимается с официальных доходов выше 200 долларов в месяц. В Афганистане нет налогов с продаж или налога на добавленную стоимость, и компании платят только невысокий налог с оборота. Поэтому, основная масса населения платежей в бюджет не вносит, и считать рост по росту налогов и сборов в Афганистане некорректно.
Несмотря на то, что бюджет недополучает сумм от международных доноров, тем не менее государство тратит больше денег на развитие страны. Отмечается, что на 1385 год требовалось 143,3 млрд. афгани (2955,5 млн. долларов) внешнего финансирования от доноров, но реально поступит только 69,1 млрд. афгани (1425,6 млн. долларов). Недофинансирование составит 51,8%3.



Афганское правительство сумело весьма существенно увеличить расходы по целому ряду статей. Причем наиболее важные статьи для развития Афганистана значительно подросли и в структуре расходов консолидированного бюджета составили 72% (инфраструктура, ресурсы, сельское хозяйство). Иными словами, консолидированный бюджет Афганистана приобрел ярко выраженный характер бюджета развития, когда львиная доля расходов направляется в принципиально важные для экономики страны отрасли. В этом смысле афганский бюджет 1385 (2006/07) года сильно напоминает государственный бюджет СССР 1933 года, в котором свыше 70% расходов также было направлено в промышленность, развитием которого занималось советское правительство.
В бюджете приведена подробная разверстка бюджета развития 1385 года по министерствам и отдельным проектам. Эти сведения позволяют более точно указать, чем именно озабочено афганское правительство и на чем именно оно экономит в борьбе с последствиями недофинансирования.
В таблице ниже приведены министерства и ведомства, чьи запросы были существенно урезаны в бюджете:

Как видно, правительство при распределении бюджета развития вынуждено было жестко ограничить запросы целого ряда ведомств, причем иной раз, урезая расходы в 10 и более раз. Очевидно, что весьма часто правительство экономит на безопасности и социальном развитии. Пожалуй, особенно сурово урезали расходы Главного управления национальной безопасности – в 35 раз! Столь радикальное урезание расходов, помимо всего означает, что нынешний аналог ХАД не пользуется сколько-нибудь заметным влиянием.
При этом интересно, что целый ряд министерств и ведомств не испытал такого сокращения расходов, что несомненно указывает на важность этих направлений для афганского правительства:


Из этой таблицы понятно, что многие статьи расходов уже некуда сокращать, они и без того небольшие. Часть статей невозможно сократить по политическим мотивам (дела женщин и борьба с наркотиками), но часть статей выражает стратегические цели правительства. Это развитие высшего образования, горной промышленности, экономики, информации и культурной сферы, а также религии. Обращает на себя внимание увеличение затрат на пограничную охрану и племенные отношения против запроса. Эта проблема одна из наиболее чувствительных проблем, особенно в разрезе безопасности.

Также правительство оказывает неотложную помощью бизнесменам. Министерство финансов выделило из скудного бюджета 20 млн. афгани на восстановление сгоревшего рынка в Герате и компенсации пострадавшим предпринимателям. В целом бюджет можно оценить так: правительство вынуждено поддерживать режим максимально жесткой экономии, но при этом оно старается поступательно двигаться вперед...

Внимаетльно ознакомившись с бюжетом страны и ее планами, без логарифмической линейки можно легко определить "обиженных" финансовым вниманием.
Думаю, что даже 10% от бюджета такой страны, как Афганистан, стоят того, чтобы за них побороться?..
Обратите внимание на выделенные строки в таблицах: министерство национальной безопасности просило 24,3 млн. долларов, а получило $0,68 млн - это минус 97,2%! 24,3/0,68=35,7 - финансирование срезали в 35 с лишним раз! Просим прощения за подробности, но...недоставшиеся службе национальной безопасности средства, в сумме $24,02 млн., легли тяжким грузом на тела погибших в этом чудовищном преступлении - по $135 тыс. на каждое из 77 тел погибших и 100 тел раненных!..


Собственно это и есть комментарий к взрыву 06.11.07 в Баглане:
1. Взрыв - способ развернуть правительство к необоснованно забытым вопросам финансирования национальной безопасности;
2. Взрыв - сведение межпартийных и межнациональных счетов, месть;
3. Взрыв - способ показать, что безопасность инвестиций в экономику страны гарантирует не правительство, а местные полевые командиры и племенные союзы.






счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.