Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

Окулов Вадим Сергеевич

РОЖДЕНИЕ ВОИНА


© Copyright   Окулов Вадим Сергеевич  (greshnoff@mail.ru)
Добавлено: 2019/09/06
Очерк Афганистан -1979-1992
Годы событий: 1985
Обсуждение произведений

РОЖДЕНИЕ ВОИНА





Такого наплыва зрителей еще не было в кинотеатрах Кабула. По городу пестреют афиши: «Сабуре-сарбоз» - «Солдат Сабур»…


В нынешнем, 1985-м году, на XIV Международном кинофестивале в Москве «Солдат Сабур» удостоен диплома Советского комитета солидарности стран Азии и Африки.
Об афганском кинематографе заговорили уже как о набирающем творческую силу…

Становление защитника революции, преодоление сомнений души и желания отсидеться за чужими спинами, возвышение до героизма - как верно увидел режиссер-постановщик и сценарист фильма 35-летний Абдуллатиф в глубинах афганской жизни нравственную проблему, каждодневное решение которой следствием своим имеет ощутимые политические и социальные сдвиги в обществе.

Солдатами, говорят, не рождаются. Пятеро юношей из средних слоев, поступающие в Кабульский университет, стоят на пороге солдатской судьбы. Один из них, сдав успешно экзамен, стал студентом и получил отсрочку от службы. Трое, не поступив, решают завтра же записаться добровольцами в армию. Четвертый - Сабур, мягкий характером парень, полон страха перед необходимостью идти в бой с наемниками необъявленной войны против Афганистана.

С ужасом Сабур вспоминает недавний случай, когда в междугородний автобус, где он сидел рядом с солдатом, ворвался вооруженный душман, выволок его безоружного соседа и на глазах у застывших в испуге пассажиров расстрелял на придорожной насыпи.

Не в силах преодолеть страх перед службой в армии, Сабур решает: убегу, пусть ищут. Но однажды патруль останавливает его на улице и, проверив документы, отправляет в батальон, где уже начали службу трое его друзей-добровольцев.

Авторы фильма поначалу иронизируют над незадачливым новобранцем: то он заснет на посту, то стреляет по мишени, закрыв глаза…

Колонна бронетранспортеров с десантом выходит на операцию в горы. Душманы - в засаде. На пути колонны - старая крепость, она кажется безлюдной, безжизненной. Командир посылает осмотреть ее Сабура с товарищами.
В крепости засели несколько бандитов. Они стреляют в упор. Сабур успевает укрыться за выступом стены, его раненый товарищ хрипит: «Стреляй, Сабур, не бойся! Стреляй!».

Душманы приближаются к умирающему, еще мгновение, и они увидят Сабура, которого уже обезоружил страх, - он опускает автомат. Словно в замедленной съемке повторяет его воображение в эти секунды кровавую сцену убийства возле автобуса. Но потрясение, которое Сабур испытал, только что пережив гибель друга, играет роль пружины, которая, сжавшись до предела, готова молниеносно выпрямиться, обнажив неведомую ему дотоле его духовную силу. Выскочив из укрытия, Сабур поливает бандитов свинцом.
Рождение солдата состоялось…

Ненависть к душманам, решимость драться до победы приводит Сабура к подвигу: он уничтожает вражеский пулемет, преграждающий путь его товарищам, спасает раненого школьного друга Насера…
Есть еще молодые люди в сегодняшнем Афганистане - об этом с откровенностью свидетельствует и фильм, - которые пытаются уклониться от революционной борьбы. Но растет число и тех, кто делает бескомпромиссный выбор. Выбор в пользу народной власти.

И создатель фильма сделал свой выбор его темы не случайно. Инженер по образованию, Абдуллатиф еще до Апрельской революции снял несколько картин как оператор. Сейчас он - сценарист. Последние его фильмы -

«Грех», «Наказание», «Побег» - остросоциальные, злободневные.

- Я ставил перед собой задачу показать становление солдата революционного общества, - говорит Абдуллатиф. -

И не намерен скрывать, как порой мучительно труден этот процесс.

- Вы член Народно-демократической партии? - спрашиваю сценариста.

- Собираюсь вступать. Я уверен в той позиции, которую занял в фильме. Счастлив, что выбрал этот путь. С него не сверну.

Еще с картины Абдуллатифа «Побег» афганский кинематограф вышел на международный экран - фильм был представлен на кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте. Кино Афганистана совсем молодое. И хотя киностудия «Афганфильм» создана еще в 1967 году, её задачей были хроникальные съемки королевской семьи да создание короткометражных роликов для иностранных туристов. Лишь после Апрельской революции здесь стали выпускать художественные фильмы, начали работать получившие образование в СССР Абдулхалик Алиль, Вали Латифи, Касым Юсуфзай.

У «Афганфильма» нет еще необходимой технической базы - помощь оказывают советские киностудии. Практически нет и профессиональных актеров.

Но есть энтузиазм творчества, который помогает эти трудности успешно преодолевать.




11 октября 1985 года.


счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.