Москаленко Леонид ГригорьевичНаркомовские ...и без нихАлкоголь в жизни и на войне. Скажем так АЛКОГОЛЬ АВИА. Обсуждение произведений Наркомовские... и без них Говорят, что норму 100 грамм коньяка для летчиков ввел еще Нарком Клим Ворошилов. Правда тогда он мотивировал это суровыми погодными условиями и морозами на Карельском фронте.Так и родился термин - НАРКОМОВСКИЕ. Наши начальники сами не додумались. Это потом сказалось на всех нас, на воевавших. Алкоголь - ВЕЧНАЯ ТЕМА. ... Наиболее востребованным оказался он для меня в армии. 100% , нет 1000 % его пользы оценил с годами. Мгновение 1-е. МИРНОЕ. Молодые мозги не глупого летехи начинают пухнуть через 4 смены полетов. Полеты в спаренные дни : пнд-вт и чтв-птн, по 13-14 часов смена где только за экранами по 8-9 часов. Нагрузки вспухают к концу недели. Дежурства по субботам кому-то ужасно не нравились, но я ходил на них с удовольствием. Посадить 3-5 командировочных борта за день воспринималось, как переключение каналов и смена документального журнала в кинотеатре. Знакомые офицеры и прапорщики на смене, отсутствие любого начальства, шеши-беши и преферанс, и... ВОТ ОН РОДИМЫЙ. Кто-то бутылочку спирта, кто-то самогон из дома. А нет, так на поселок в Бабьи слезы можно сгонять. Но стал замечать, что просто выпивка не приносит особого отдохновения. С утра воскресенья сушняк, и...пол дня мучений. А вот попалась летехе дневная пятничная смена. Оттрубив свои 14 часов и чувствуя знакомую накопленность с удовольствием откликнулся на подмигивание знакомого дежурного и.... понеслась душа в рай. Часикам в 23 или около добрел домой. Спал до вечера субботы... А воскресенье мозги вернулись из отпуска. И в понедельник я был легок и свободен. Практически первые месяцы напряженных летних полетов сгорели в граненном стакане пятничного спирта и в мозгу что-то щелкнуло. ... Взял на вооружение, что если полеты мои в пятницу, то ...Правильно\. От добра добро не ищут. МГНОВЕНИЕ 2-е....тяжелое и плохопахнущее. План перелетов. Это плексиглазовая планшетка, где стеклографом от руки написаны маршруты самолетов ВТА и плановое время вылета. Перелетов может быть произвольное число, но большей частью по ближней , так сказать европейской части России и украины. Но с начала 80-х годов стали попадаться маршруты из Ташкента и далее. Одни маршруты вели в Европу, а другие из Ташкента и через Урал в Азию. Точками маршрута были обыкновенные города, которые к военной авиации практически не имели отношения. Оба направления : в Европейскую часть и на восток и заканчивались в Ташкенте. Написаны они были внизу планшета и имели одно наименование : санрейс. Этим бортам. т.е. чаще всего Ан- 12 были мало применимы летные правила и многие инструкции , определяющие полеты обычных командировочных рейсов. Их было трудно отследить по диспетчерской линии. Они меняли произвольно маршруты, иногда пропуская пункты и так же произвольно могли останавливаться и возвращаться. Где они будут ночевать, когда и куда полетят знали лишь они сами. Но если был Ворошиловград в плане по маршруту, то ночевка была точно. 90% штурманов Ан-12 были луганчанами или имели родню у нас. ... Случилась нам как - то длинным и холодным осенним вечером встречать такой рейс. Ничем особенным маршрут не отличался. И каких-либо предупреждений , сверх обычных, мы не получали. Шеш-бешь катаем, клубы дыма на КП. Диспетчер смотрит телек...Вечер, как вечер. Скрип и короткий звук клаксона раздался под окнами КП. ОГО. Камаз тентованный, две Волги, еще чьи-то жигули... Через три минуты на КП поднимается помощник коменданта и интересуется временем посадки. Мы сразу все поняли- на борту "груз 200 " - груз человеческой боли, смерти и чести. К Т О ? " Да техник самолета " - тяжело отвечает комендач. Чуточку легче - значит не наш, не полковой. У нас тогда по одному экипажу Ан-26 в Кабуле служили и наших техников там не было. Я до этого ни разу не встречал санрейсы. Почему оделись и пошли к подрулившему напротив КДП я не знаю. Честно. Смотреть на"цинки ", то бишь деревянные ящики, особо не хотелось. Нас двое с КДП. В Камазе сидело человек 6 солдатиков с Камброда. В сторонке темным пятном стояли женщины и водители легковушек. Открытая рампа и гнетущий запах мертвечины. С краю стоит деревянный ящик и сиротливо светится красная звездочка на пирамидке, в оградке. Звездочка в черной темноте... смрад... Мы вдвоем берем оградку, комендач пирамидку и грузим в Камаз. А потом был СПИРТ . ....... Я про санрейс просто забыл. Вспомнил о нем где-то через месяц. PS/ Погибшие были экипажем из Каршей. Они летали на Афган. Вообщем трое мужиков поехали на рыбалку с ночевкой на арыки. Возвращались полные с рыбой и...заснул за рулем водитель или не справился с управлением, но нырнули на полном ходу в арык. перевернулись и утонули. А недалеко грохотала война, а трое авиаторов.... СПИРТ... А вы говорите пьянство. МОМЕНТ 3-й. 1985-й год... Собственно он самый странный. Он где-то в подсознании бьется, а спросить боюсь. Построение полка коробочкой напротив летного модуля. Впереди стоят НШ, НачПО и командир зачитывает праздничный приказ о награждении и присвоении внеочередных или очень очередных званий. " Наградить Иванова орденом..." ... Я... поздравляю...Служу Советскому... Наградить Петрова ...Я..Поздравляю. Служу... и т.д. Но награжденные после рукопожатия с наградами идут метров несколько за спину командира. Там метрах в 6-7 возле стола стоит инженер эскадрильи, на столе что-то прямоугольное, накрытое парашютным шелком, а странные движения эскадрильского инженера напоминают пассы фокусника- иллюзиониста. Раз и из под шелка завернутый продолговатый предмет исчезает в комбезе награжденного. И так в порядке награждения. Награжденный становится в шеренгу за спиной командира и все это молча. Идет же митинг. Другое. Сбит экипаж Т. Команда командира. Отстранить от полетов пару С. - Т. И это команда армейская и правильная по жизни. Из оставшихся в живых ни один не должен садиться за штурвал минимум трое суток. Я Ц. не терпел, но он был летчиком. И если вечером видел пьяного вусмерть кого-то из пары сбитых, то просто отворачивался. АНТИСТРЕСС. СПИРТ и МНОГО. Нет спирта- водка. Поговаривали, что женщины денег в этот день не брали. Проходили дни и через трое суток члены экипажей уезжали кто в отпуск, кто в Дурмень, а кто отвозил погибшего домой. Антистресс был всегда. Пил в этот день и я... это было мое дежурство. PS/ много лет прошло, а я благодарен а н т и с т р е с с у - ВОДКЕ, которая в поллитровом размере снимала боль, горечь утраты на войне. Не было у меня спирта ни разу. © ArtOfWar, 2007 Все права защищены.
|