Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

Москаленко Леонид Григорьевич

2 года и 41 день в Афгане... Сергей Бахтинов.


© Copyright   Москаленко Леонид Григорьевич  (leon_nid@rambler.ru)
Добавлено: 2016/11/18
Рассказ Афганистан -1979-1992
Годы событий: 1983-1986
Аннотация:
Автор Сергей Бахтинов

Обсуждение произведений

ДВА ГОДА И 41 ДНЕЙ СЛУЖБЫ В АФГАНИСТАНЕ . Зазвучала музыка ,,ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ,, и новобранцы в Армию попрощались с провожающими родственниками . Из ворот Казанского областного военкомата авто колонна поехала на железнодорожный вокзал . Призывников в армию распределили по вагонам и военный эшелон тронулся и постепенно набирая скорость , уехал из вокзала.
В учебную часть гор . Грозного нас привезли в середине сентября 1983 г . Приняли присягу 7 ноября и начались учебные вождения . Проехали 3 марш броска по горным дорогам Северного Кавказа . Третий -500км . марш бросок пришлось прервать на пол пути и спуститься на равнину из-за того , что в горах неожиданно и быстро ухудшилась погода , туман стал все более плотным , ухудшилась видимость дороги . Все обошлось благополучно , машины без происшествий вернулись в воинскую часть .О том , что нашу авто роту будут отправлять в Афганистан , было известно заранее. На политзанятиях офицеры рассказывали об этом государстве , говорили о том , как себя вести и служить за рубежом , в Афганистане . И достойно выполнять интернациональный долг , оказывая военную помощь по просьбе Афганского народа и правительства . В нашу авто роту просились из других учебных авто рот и приняли двоих , потому что одного отправили из Армии домой по семейным обстоятельствам , был женат и у него родился ребенок , а второй остался в учебной части как специалист-аккумуляторщик . В конце декабря отправили в ,,войска,, , в ,,действующую Армию ,, , в Афганистан.
На аэродроме Шиндантского гарнизона пробыли недолго . Было тепло , сняли шинели , кто хотел пить воду - недалеко стояла кипяченная вода в баках , другие просто наполнили фляшки водой . Нас ждали офицеры и прапорщики из различных подразделений и частей Шиндантского гарнизона и можно сказать кому как повезло . Кто-то попал в авто батальон , кто-то в батальон связи , кто-то в танковый полк , в медсанбат и т . д . Я попал в реактивный артиллерийский полк . Сели в машину и поехали в полк .
По прибытию в полк разместили в казарме , которых было не много . Большинство солдат жили в палатках . Две недели провели в ,,карантине,, . Писали письма домой и родственникам . За эти дни осваивались к армейской жизни и службы в Афганистане . Одно из основных правил было : пить только кипяченную воду и иметь фляжку с водой , по другому нельзя . Из-за плохой ,не кипяченной воды заболевали ,,желтухой,, . В это время из арт . полка уехали на ,,боевую операцию,, , которую мы увидели только после подъема . Боевая техника и реактивные установки одна за другой выезжали из ворот автомобильного парка и долго был слышен гул и шум боевой техники . В столовой , на завтраке было значительно меньше солдат и пустовали столы для приема пищи .Так продолжалось почти до конца ,,карантина,, . Через несколько дней приехали ,,КАМАЗ ,,ы из авто роты . Они приехали за снарядами и загрузившись , уехали . Мы узнали , что была ,,операция,, под Гератом и в ущелье банды ,,душманов,, упорно оказывали сопротивление . И в дальнейшем нам пришлось привыкнуть к словам ,,боевая операция ,, , ,,банды душманов,, , ,,полный залп ,, реактивной установки .
После ,,карантина,, распредели по дивизионам , а кто-то попал в авто роту . Я попал в артиллерийскую батарею во взвод управления . Получил машину Газ-66 и за мной закрепили автомат . Познакомился со всеми . Много ребят было из Поволжья и России . Были из всего Советского Союза . Из Туркмении и Узбекистана , из Украины , Белоруссии , Литвы . Началась служба , ,, боевая,, . Это и наряды в столовую и в караул и ,,боевые операции,, .
На первой ,,боевой операции,, по дороге сломалась машина и меня оставили на блок посту . Больше 10 суток отдельно от солдат , которые были на блок посту , жил и охранял машину . Днем было нормально , можно было общаться и покушать с ними . Но ночью был в кузове машине и из ящиков устроил себе место . С наступлением темноты начинали стрелять трассирующими патронами . Эти дежурные обстрелы местности были не только на ,, всякий случай,, . Стреляли и по блок посту и не было возможности и желания спуститься с машины-обстрелы были долгие и трассирующие патроны буквально не далеко пролетали . Ночью засекали откуда стреляли и днем обстреливали по координатам из минометов . Осматривали место - откуда стреляли . И там-же из минометов вели огонь по другим координатам . Через несколько дней подошли солдаты блок поста и в целях безопасности слили бензин и оттащили машину на другое место вне территории блок поста . Причиной неисправности автомашины был масляный насос , который заклинило из-за удара . На мосту была пробоина, я его поздно заметил и правыми колесами проехал по нему , повредил насос . Разобрал на части масляный насос , но восстановить не смог . Недалеко , в метрах сорока , стоял гаубичный тягач МТЛБ ,корпус которого было видно на половину . Иногда его заводили и уезжали .
Почти две недели с ночными обстрелами прошли . Приехала наша авто колонна и машину притащили в арт . полк . Через месяц все изменилось.
Нашу батарею приказали готовиться к ,, боевой операции,, . Я подготовил машину Газ-66 , загрузился . Это были оборудования дальномерщика и разведчиков .
На машину был закреплен расчетчик Кузьмин . Он был моего призыва и тоже водителем . Но в батарее нужен был расчетчик , который рассчитывал параметры стрельбы реактивных установок . И он из простого водителя превратился в первого и главного человека в батарее после офицеров и сержант . Через некоторое время получил звание ефрейтора . А мы , его друзья , из одного призыва , по дружески называли его ,, Кузя ,, . Он на нас не обижался .
Как потом выяснилось , нашу батарею готовили на передислокацию , но мы не знали-мы готовились к ,,боевой операции ,, . Рано утром в феврале 1984-го года после завтрака , батарея выехала на ,, боевую операцию ,, . Нас сопровождали машины авто роты , груженные снарядами и топливозаправщики . Пока ехали по Шиндантскому гарнизону , впереди и сзади к нам присоединились и другие авто колонны из других частей гарнизона . Получилась приличная по количеству машин авто колонна . За два года и 41 дней службы в Афганистане мне пришлось увидеть авто колонны и большего и меньшего количества машин .
Поехали на юг , в сторону Кандагара . Проехали блок пост , где мне пришлось ночевать больше 10 ночей под свист трассирующих патронов . Автомат с патронами , бронежилет и каска всегда были при мне , но это мало добавляло оптимизма . Нельзя привыкнуть к ежедневной ночной стрельбе и быть готовым ко всему и держать автомат заряженным , на предохранителе . На стекла с обеих сторон повесили бронежилеты .
Ехали не быстро , несколько дней . Между Шиндантом и Кандагаром есть перевал . Подъем на перевал 70 км и спуск 70 км . После спуска с перевала остановились ночевать . Собрали ,,КАМАЗ,,истов с нашей авто роты и им дали задание до утра поменять гильза-поршневую группу на машине ,,КАМАЗ,, . Оказалось , на перевале, ,,КАМАЗ,, с прицепом , груженная снарядами ,,закипела,, , кольца сели и пошел повышенный расход масла . Я конечно понимал ,что это сложная работа . Не видел , как они работали ,но они справились . На следующий день после завтрака поехали дальше .
На дороге наверное была засада душманов . Стрельбы и боевого столкновения не было , но видели трупы душманов на обочине дороги . Проехали без остановки . Потом увидели три сожженных ,, наливника ,, -полуприцепы с большими цистернами и БТР . Судя по всему , их сожгли давно , не один месяц назад . Они были далеко от дороги и не мешали движению машин . Потом еще раз проехали мимо расстрелянных и сожженных боевых машин и топливозаправщиков.
Подъехали к Кандагару и остановились . Поставили палатки , привели себя в порядок после дальней поездки . Круглосуточно караул охранял авто колонну . Через два дня получили координаты по целям и в сопровождении Б Т Р- ов поехали и отстрелялись . Я первый раз увидел и участвовал в стрельбе реактивных установок . Мощное пламя вырывается из сопла реактивных снарядов , разнося сплошную завесу пыли на многие метры . Наверняка полный залп шести установок залпового огня нанес ощутимый урон бандам душманов .
Участок дороги перед Кандагаром длиною 4-5км обстреливался с ,,зелёнки,, . Подъехали к этому месту , колонну остановили и провели инструктаж : ехать максимально быстро и не останавливаться ни при каких обстоятельствах . В оцеплении были Б Т Р- ы и несколько танков . И они отвечали на обстрел из ,,зеленки ,, пулеметными очередям и выстрелами из танковых орудий. Подъезжая к танку увидел , как он выстрелил из орудия через дорогу прямо передо мной , метрах 8-9 от меня . Из ствола пушки вылетел снаряд и пламя порохового заряда . Я не успел ничего сообразить и что-то сделать , хотя - бы нажать на тормоза . Этот участок дороги проехали и также без всяких происшествий проехали через Кандагар . Дорога через Кандагар была короткой , скорость большая , видно было одно и двух этажные дома , мечеть , не совсем богато одетые люди , в общем кто в чем попало и женщины в паранджах .
Проехав Кандагар остановились возле аэродрома , рядом с гаубичной батареей .Наша батарея осталась здесь , а другая часть авто колонны поехала дальше , где располагалась Кандагарская бригада наших войск . Впереди равнина и горы , а сзади аэродром . Таким образом батарея передислоцировалась из Шинданта в Кандагар , в чистое , каменистое поле , на охрану Кандагарского аэродрома .
Постепенно обустраивались на новом месте , пришлось чаще ходить в караул , в наряд по кухне . Поставили палатки , при помощи гаубичного тягача- бульдозера МТЛБ сделали из каменистого песка насыпи и таким образом сделали артиллерийский склад , обнеся его колючей проволокой . Успели обжиться на новом месте и начались дожди . Продолжительные , с короткими перерывами , в течение месяца . Я был в карауле . Ночью от сырости и холода заболела нога . С трудом , с болью в правой ноге , дождался смены караула и меня сняли с поста . Утром отвезли в медсанчасть , сделали обезболивающий укол . Пролечился один день и вернулся в батарею.
Дожди закончились , ожила растительность на короткое время . Но также оживились и душманы . Все чаще и чаще стреляла гаубичная батарея , стоящая рядом с нами . Наша батарея тоже стреляла по целям , которые к нам поступали от корректировщиков . Но не всей батареей , а один или две установки по несколько снарядов.
Мы уже прослужили больше полугода . На смену ,, дембелям ,, и ,,дедам,, пришли новобранцы . Тот кто больше прослужил , больше опыта и знаний . А у того , кто только что с ,,Союза,, ,несмотря на ,, учебку ,, , больше страха и неуверенности . Трудно первые полгода , потом привыкаешь и все нипочем . И страшно последние полгода , когда ждешь приказа об твоем увольнении . Очень хочется домой и чтобы живой и невредимый . Помогала дружба и взаимная поддержка , особенно своего призыва . За полгода уже каждый успел проявить себя . Это отмечали и офицеры . Старшина батареи ст .прапорщик Ковальчук ,, каптерщиком ,, назначил молодого по призыву веселого и находчивого Сага . Он из нашего призыва . Самым интересным из нашего призыва был Кислицын . И фамилия ,, кислая,, и сам по характеру ,,кислый,, , но было интересно с ним общаться . Рашит из гор . Зеленодольска Татарии был мне земляком и другом .
Несмотря на минные поля , душманам удалось подобраться так близко к батарее , что они смогли обстрелять наши позиции красными фосфорными снарядами . Ночью был обстрел , горели фосфорные снаряды . Батарею подняли по тревоге и мы потушили снаряды песком . А днем пошли , расковыряли песок , а красный фосфор горит . Через несколько дней еще четыре снаряда попали близко к нашим позициям . Вскоре , после этих случаев обстрела мы переехали на другое место . Можно только догадываться , откуда у душманов появились эти снаряды.
На новом месте опять все начинали по новому . Каменистый песчаный грунт практически невозможно копать вручную , заливали водой и вычерпывали лопатой грязь . Чтобы соорудить артиллерийский склад и стоянку для топливозаправщиков , нашли опять военный бульдозер . Из песка сделали высокую насыпь и обнесли колючей проволокой . Из камней и досок построили столовую , чтобы можно было нормально сесть и нормально покушать . Спали в палатках . Приподнимали брезент палатки почти до самого верха , чтобы не было душно .
Наступило лето . Днем очень жарко , температура за 60 градусов - иногда такая температура была и приходилось одеваться , а не раздеваться . Сесть в машину без одежды вообще невозможно , куда ни прикоснешься , голое тело жгёт металлические части машины . Ночью спали под мокрыми простынями , по другому просто невозможно заснуть .
Мы расположились рядом с батальонами Кандагарской бригады и в окружении наших войск стало безопасней . Недалеко от батареи расположилась батарея противовоздушной обороны , которая выполняла свою задачу по охране Кандагарской бригады . Со своего расположения не стреляли , выезжали на старые позиции у аэродрома . Если поступали координаты целей вечером , стреляли и в тёмное время . Боевые расчеты привязовались к местности при помощи точки прицеливания , которая была на моей машине . Я ночью включал фонари на нём , и так проводили ночные стрельбы . Ездили в разные места , где проводили ,,боевые операции,, силами бригады . В одном из ,,операций,, наша позиция была на возвышенности и стреляли на небольшое расстояние всей батареей . И были видны разрывы наших реактивных снарядов . Подлетели пять самолетов и сбрасывали бомбы . И они кружились по кругу , пока не отбомбились.
В сентябре 1984-го года -большая ,,армейская операция,, . Из дивизий Шинданта и Кабула прибыли много артиллерийских батарей и мотопехоты . Я еще не видел такое очень большое количество военной техники , участвовавщих в движении . По пустыне в три колонны без всякой дороги. Целый день без больших остановок . Из-за песчаной пыли приходилось ехать медленно . Поздно вечером остановились . Артиллерия развернулась в боевой порядок и был произведен мощный артиллерийский залп . Переночевали там-же и рано утром поехали назад .
Я оставил машину и очередной авто колонной нашей авто роты поехал в Шиндант , в артиллерийский полк . Зачислили в авто роту на а\машину Зил . Быстро пролетели 4 месяца в нарядах , караулах , поездках по гарнизону . В ,,Союз,,ездили ,,КАМАЗ,,ы , за снарядами и продуктами . Мне не пришлось быть в ,,Союзе,, . С закрепленной машиной Зил-131 перевели опять в реактивную арт . батарею , в Кандагар . С автоколонной с продуктами и снарядами поехали в Кандагар .
Не только жара но и ,,желтуха,, снижала боеспособность батареи . Заболевших отправляли в медсанбат Шиндатского гарнизона . Меня ,,желтуха,, обошла стороной . Выезжали на ,,стрельбы,, из позиции возле аэродрома , иногда стреляли из других мест . Стреляли по координатам , минировали специальными снарядами участки местности .
Кроме бригады наших войск под Кандагаром была и афганская часть . Как-то командир батареи поехал туда со мной на машине . Долго я ждал ,,комбата,, , прошло время обеда . Хотелось хоть что-то покушать , но ничего кроме фляшки с водой , нет . Командир батареи позаботился обо мне . Подошел афганский солдат с котелком в одной руке и три инжира в другой руке . Ну , а ложка у солдата всегда с собой . Было очень вкусно и так много , что я наелся досыта .
Остался месяц до выхода приказа о демобилизации и я уехал вместе с небольшой группой солдат , которые были моего года призыва , в Шиндантский артиллерийский полк . Попрощались уже ставшими друзьями солдатами и сержантами , офицерами . Военная служба свела вместе парней из всего Советского Союза . Мы честно и достойно служили Родине , выполняя интернациональный долг в Афганистане .
Но ещё до февраля пришлось служить в Шинданте , в авто роте . Предлагали остаться на сверхсрочную службу и присвоить звание младшего сержанта . Поехать в отпуск на Родину и вернуться в Афганистан . Но я отказался . Прошло время , вышел приказ о демобилизации , но в полк не прибывали новобранцы . Продолжали служить , ходить в наряды , в караул . Ездил с офицерами по гарнизону . Готовился к возвращению домой . И только 1-го февраля на аэродроме увидел новобранцев , прибывших нам на замену .
1-го февраля 1986-го года из аэродрома Шинданта вместе с другими демобилизованными вылетели в ,,Союз,, , в гор . Душанбе . Военная служба длиною в два года и 41 дней закончилась . Впереди нас ждала Родина и счастливая , радостная встреча с родными и с друзьями .
Служба в Афганистане осталась навсегда в памяти . Афганский ветер с песком и не видно ничего через 5 метров . Знойный Афганистан и его продолжительные , проливные дожди зимой . Ночные обстрелы душманов и боевые ,,операции . Солдаты и офицеры 8-ой реактивной батареи .



счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.