Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

Королев Алексей Николаевич

Воспоминания Черкашина Александра Петровича


© Copyright   Королев Алексей Николаевич  (arthodja@mail.ru)
Добавлено: 2009/11/27
Мемуары Афганистан -1979-1992
Годы событий: 1979-1980
Аннотация:
Воспоминания Черкашина Александра Петровича. (кавалера двух орденов «Красная звезда», ордена «За службу Родине» III степени, на мо-мент событий майора, командира 2-го мсб на БМП-1 371 мсп,)

Обсуждение произведений

Воспоминания Черкашина Александра Петровича.


(кавалера двух орденов «Красная звезда», ордена «За службу Родине» III степени, на момент событий майора, командира 2-го мсб на БМП-1 371 мсп,)

На начало событий мой батальон был укомплектован: вооружением и техникой по полному штату мирного времени: офицерами, прапорщиками, сержантами, механиками-водителями и наводчиками-операторами практически на 100%. Общая численность личного состава составляла ок. 40% от полного штата. Шла подготовка к новому учебному году.
10 декабря 1979 г. на совещании, которое проводил командир дивизии генерал-майор Шаталин Ю.В., присутствовали командиры полков и батальонов. В конце совещания (ок. 19 часов) командир дивизии вышел на несколько минут. Вернувшись довел до присутствующих о получении сигнала на приведение дивизии в боевую готовность Повышенная. Поскольку в последнее время это был уже не первый случай подъема дивизии по тревоге, мы спокойно на-правились в свои части и провели мероприятия по оповещению офицеров. Однако к ночи в часть начали прибывать военнослужащие, призванные из запаса, входящие в состав орг. ядра. За полночь поступила команда на вывод всей техники в запасные районы сосредоточения.
Район сосредоточения нашего полка располагался в 15-17 км северо-восточнее Кушки. В районе начал поступать приписной состав из близлежащих военкоматов. Числу к 15 батальон был укомплектован полностью по штату военного времени. Но личный состав продолжал поступать (в июне-июле осуществлялись мероприятия по изменению приписки и военкоматы, вероятно, не успевали провести изменения). Появилась возможность выбора. Штабу батальо-на (НШ к-н А.Загорулько, ЗНШ ст.л-т А.Марченко) работы хватало: учесть прибывающий личный состав, расставить его по штату в соответствии с предназначением, поставить на все виды довольствия, спланировать занятия. Много внимания уделялось организации управления на марше и в бою. Начальником связи батальона ст. л-том Тюлюзиным были организованы и проведены радиотренировки.
Все это время стояла ненастная погода. В ночное время температура воздуха опускалась ниже минус 10 градусов. А поскольку личный состав жил в палатках и весь день находился на занятиях, начали появляться заболевшие. Их направляли в полковой медицинский пункт, работу которого организовал и возглавил начальник медицинской службы полка к-н В.Климентионок. Благодаря его заботам медицинское обеспечение на этом этапе было на вы-соте, мы даже укомплектовались медицинскими аптечками, на что раньше внимания не обращали. Непрерывно поступали положенные по нормам обеспечения материальные запасы, которые требовалось разместить на транспорте батальона.
Начали проводить мероприятия боевого слаживания. В основном это были тактико-строевые занятия с взводами и ротами. В организации и проведении занятий с подразделениями принимали участие и офицеры управления полка. Составленный заместителем командира полка м-ром Панюта график проведения стрельб из стрелкового оружия неукоснительно выполнялся, что способствовало быстрому вводу в строй прибывшего из запаса пополнения. Много внимания уделялось подготовке вооружения и военной техники. Практически каждую машину лично проверил мой заместитель по технической части к-н Дубинский П.П. Технические службы дивизии, возглавляемые заместителем командира дивизии по вооружению п/п-ком Сатаровым А.А. оперативно реагировали на поступавшие из батальона заявки на ремон-ты и пополнение запасными инструментами и принадлежностями, что позволило довести «до ума» всю технику. 20-22 декабря провел занятие с механиками-водителями для приобретения навыков вождения по бетонке. Для этого мы выводили технику на трассу Кушка – Мары и на 10-15 км участке отрабатывали упражнение по вождению в колонне.
23 и 24 декабря начались смотры готовности к маршу. Генералы и офицеры управления округа под руководством генерал-полковника Максимова Ю.П. проверяли готовность к свершению марша. Где-то в это же время было проведено партийное собрание в полку и комсомольские собрания в батальонах.
Во второй половине дня 24 декабря во время одного из смотров меня вызвал командир полка. Рядом с ним находился командующий войсками округа генерал-полковник Максимов Ю.П. Выслушав мой доклад о прибытии, он поставил мне задачу: быть в готовности совершить марш по маршруту Кушка-Герат-Шинданд, овладеть аэродромом Шинданд, блокировать взлетно-посадочную полосу (дословно – «Не дать самолетам взлететь!»), разоружить подразделения обеспечения и обслуживания аэродрома, занять оборону по периметру аэродрома и не допустить его захвата. Моему батальону придается адн 1060 ап. Подразделения обеспечения и обслуживания батальона (на колесном ходу) с собой не брать, пойдут в составе полка. Задача на начало выдвижения мне будет поставлена позже. «Смотри комбат - или грудь в крестах или …».
Я думаю, что выбор моего батальона для выполнения этой задачи был обусловлен недавним назначением на должности командиров 1-го и 3-го батальонов. Командира 1 мсб м-ра Васильева В.С. недавно перевели командиром 375 обмо, командир 3 мсб – стал заместителем командира полка, и вместо них прибыли офицеры после окончания академии и опыта командования батальоном не имели.
После изучения карты я нанес маршрут (протяженность: до Герата ок. 120 км, весь мар-шрут ок. 245 км.) и принял решение в общем виде, после его утверждения командиром полка, довел боевой приказ до командиров рот и адн, где указал задачи подразделениям:
- 4-й мср (к-н Сергей Кузмичев) - обойти аэродром слева, уничтожить очаги сопротивления и занять рубеж обороны по бетонной дороге южн. окраины Калайи-Хаджи-Карам;
- 5-й мср (к-н Александр Стеценко) - выйти по центру взлетно-посадочной полосы и, сохраняя дистанцию между машинами около 100 м., воспретить маневр авиационной и другой техники, огнем пресечь попытки приближения обслуживающего персонала к технике;
- 6-й мср (к-н Севрюков Борис Васильевич) - обойти аэродром справа, блокировать постройки западной части аэродрома, уничтожить очаги сопротивления, воспретить перемещение обслуживающего персонала в сторону стоянок самолетов и техники и разоружить его;
- пулеметно-гранатометный взвод – резерв;
- адн - занять огневые позиции в готовности к выполнению огневых задач.
Связь на марше в режиме прием, выход на передачу только при аварии или поломке машины.
Днем 26 декабря наш полк, который был в авангарде дивизии, головой колонны выстроился в направлении границы. Мой батальон согласно приказа командира полка составлял передовой отряд и стоял в колонне в районе Полтавки (таможня). Построение колонны: управление батальона (моя БМП-1К, БТР-60пб НШ б-на), 4-я рота, пулеметно-гранатометный взвод на БМП-1, 5-я рота, 6-я рота, адн 1060 ап. За нами выстроился в колонну весь полк. Подразделения тылового и технического обеспечения батальона шли в общей колонне тыловых подразделений полка под руководством заместителя командира полка по тылу м-ра Головатюк.
До темноты ждали приказа на начало марша.
Ночью (около 3 час) 27 декабря меня вызвал командир полка п/п-к В.Кабанов. Вместе с ним я подошел к домику таможни. Около домика нас ждал маршал С.Соколов. Я остановился в 3-4 шагах от него, т.к. часа полтора назад выпил с товарищами и боялся, что маршал это заметит. Маршал уточнил готовность моего батальона к маршу, знание мной задачи на захват и удержание аэродрома. Выслушав меня, довел, что на аэродроме после его захвата я перехожу в подчинение п-ку Голованову, который сам подойдет ко мне. На мой вопрос о применении оружия в случае обстрела на марше и оказания охраной аэродрома сопротивления, приказал на марше в бой не ввязываться, на аэродроме без ограничений, по обстановке, первыми огонь не открывать. После этого дал команду на начало выдвижения.
Около 3 час. 30 мин. начал движение. На границе отдали пограничникам списки. Прошел мост. До Турагунди шел на небольшой скорости, втягивал колонну. За населенным пунктом выслал взвод 4-й роты под командованием л-та Александра Николаева в головную походную заставу на удаление до 3- 5 км. Шли по бетонной дороге на приличной скорости (35-37 км/час). Быстрее было нельзя, т.к. на бетонке БМП-1 становится неуправляемой. В темноте прошел перевал Рабати-Мирза (ок. 40 км до Герата). После перевала назначил в ГПЗ всю 4-ю роту. Шли без остановок. К утру (в начале 8-го часа) 27 декабря подошли к Герату. В это время меня больше всего беспокоила мысль о том, как механики- водители выдержат напряженный ночной марш, и я часто оглядывался назад, наблюдал за движением колонны, стараясь, как можно меньше использовать радиосвязь. На въезде в Герат одна из БМП 4-й роты, шедшая за несколько машин перед мной не вписалась в поворот и врезалась в стоящий рядом с дорогой кедр, срубив его. Механик сдал назад и продолжил движение. Шли по-боевому. Снаружи в люках находились только командиры. Чуть снизив скорость и подтянув колонну, прошел практически безлюдный Герат. Километров через 15-20 начались горные участки дороги. До Адраскана периодически докладывал командиру полка о прохождении марша. После Адраскана связь с полком пропала. Километров за 10 перед Шиндандом снизил скорость и подтянул колонну. Ок. 10.30 за перекрестком (2 км южн. ж/б мост) справа по ходу движения обнаружил вышку аэродрома. Километра за два до аэродрома дал команду ком. адн на занятие огневых позиций, сходу развернул роты в предбоевой порядок и уточнил задачу на местности. Командир адн с радиотелефонистом пересел на мою БМП и расположился на броне рядом со мной.
Справка:
Аэродром Шинданд 1158 м над уровнем моря, взлетно-посадочная полоса длиной 2700 м, шириной 48 м. Являлся постоянным местом базирования 335 сап (Ил-28) ВВС ДРА. Использовался для периодического размещения самолетов 366 иап с аэродрома Кандагар. Аэродром оборудован складами под боеприпасы, ГСМ, военно-техническое имущество. Обслуживание аэродрома возлагалось на аэродромно-техническую часть. Охрана аэродрома осуществлялась пб 17 пд. На момент событий на аэродроме находилось около 15 ед. самолетов различных типов. Базировавшиеся на аэродроме Шинданд фронтовые бомбардировщики Ил-28 и истребители-бомбардировщики МиГ-17 в Гератских событиях (март 1979г.) сыграли одну из решающих ролей. В течение нескольких суток (17-20 марта) они выполняли до 70 вылетов, высыпая на мятежный город сотни тонн бомб и десятки тысяч снарядов.
Легко представить себе, что могло бы произойти с вводимыми частями советских войск…




Роты начали выполнять поставленную задачу. Я смотрел вслед переваливающимся сбоку на бок на неровностях дороги БМПэшкам. Я был уверен, что мои ребята выполнят поставленную задачу. Но на душе было отчего-то тоскливо.
В районе сев. части ВПП (взвод 6-й роты) началась перестрелка, но быстро затихла (потерь среди наших нет). С выполнением ротами задачи начал перемещать КП батальона, но не надолго застрял в виноградниках на подступах к аэродрому. В это время поступил доклад командира 5-й роты о приближении к его машине от домиков на краю аэродрома группы людей в серой униформе. Среди них выделялись офицеры, как сказал ротный, «с красными фуражками». Дал команду держать их на прицеле, огонь не открывать. В это время 6-я рота, развернувшись на указанном рубеже, приступила к обезоруживанию солдат охраны и обслуживания аэродрома (позднее на куче с оружием гордо восседал санинструктор 6-й роты – в роте его звали Леопольд, фамилию, к сожалению, не помню). Вывел КП батальона по центру ВПП, на своей БМП подъехал к ротному. Спустился с брони и подошел к группе людей, обступивших его машину. Один из них в серой униформе представился генерал-лейтенантом (фамилию не разобрал) и начал материться, угрожать мне снятием с должности за устроенное безобразие и сделал попытку схватить за погон на левом плече (я был одет в зимний танковый комбинезон без погон - под воротником это не было видно). Находившийся рядом со мной наводчик-оператор Александр Марченко (здоровый как слон) с ручным пулеметом стал между мной и генералом и пресек эту попытку, что разозлило того еще больше и он начал орать на солдата. Один из офицеров группы подошел ко мне и сказал, что он п-к Голованов. Я доложил, что задача выполнена и я поступаю в его распоряжение. Он мне тихо сказал, что батальон выполнил задачу на «отлично», что я должен стоять молча и выслушать все упреки. Что я и делал в течение примерно минут 15-ти, после чего генерал от меня отстал и, удаляясь вместе со своей командой, что-то кому-то приказывал. П-к Голованов поставил мне задачу на занятие обороны по периметру аэродрома. После занятия обороны в указанных п-ком Головановым местах, в наше распоряжение была выделена водовозка с водой. Народ мылся, готовил чай, и доедал остатки сухпая. К утру позиции батальона были оборудованы окопами глубиной до метра. Поскольку на их дне была вода, люди располагались на брустверах. Через сутки подошел полк, занял район в 1 км западнее аэродрома. С приходом полка я передал охрану аэродрома другому подразделению.
Новый год встречал вместе с полком на подступах к Кандагару (положение 371 мсп, 650 орб на 29.12.1979 г. – 15 км юго-зап. Даулатобад, 90 км южнее Шинданд – вставка Королева А.Н.).
До 30 декабря я не мог выяснить, где находится взвод обеспечения батальона. Все это время питались сухим пайком, выданным 26 декабря на 3-е суток и сухарями, по мешку которых я тогда же приказал бросить в каждую БМП. 30-го я все же нашел заместителя командира полка по тылу м-ра Головатюк. На мой вопрос: «Где мой взвод обеспечения? Надо людей покормить горячей пищей, да и сухой паек давно кончился», он ответил, что не командует моим взводом, да и без горячей пищи жить можно. Цинизм по отношению к людям был присущ не только этому офицеру, но и некоторым политработникам нашего полка. Так, например, в тот момент, когда меня ругали на аэродроме, откуда-то появился замполит полка м-р Цыганков, смотревший на меня как на «врага народа» и грозивший «со всеми разобраться». В последующие дни (до 5-го января) он просто задергал моих офицеров, заставляя их писать объяснительные записки по поводу «безобразий» на аэродроме. В ночь под Новый 1980 год ко мне пришел парторг полка м-р А.Попелышко и довел до моего сведения, что назначено партийное расследование, и я должен написать объяснение в партком. Эту нервозную обстановку они создавали до 5 января.

1-го января полку поступило распоряжение прибыть в район 1 км западнее аэродрома Шинданд.
5-го января состоялось подведение итогов ввода войск. Проводил командир дивизии. Действия батальона получили высокую оценку командования, начальнику отдела кадров была дана команда на представления меня к ордену «Красная звезда» (я его получил позже). Ругали командира танкового батальона 101-го полка за то, что он задержался с выходом к границе (часть танков застряла на такыре при подходе к Кушке). Только после подведения итогов, ко мне подошел замполит полка и, поздравив с представлением, сказал, что он во всем разобрался и писать ничего не надо.

С глубоким уважением вспоминаю солдат срочной службы и приписников. В тяжелых условиях они проявили себя в основном с хорошей стороны: трудолюбивы, уважительны, выносливы. За все время совместной службы (а было многое, и я надеюсь об этом рассказать) я не слышал от них жалоб.
Записал Королев А.Н.
P.S. Я долго искал хотя бы упоминание о полковнике Голованове. Недавно, перечитывая Валерия Ивановича Аблазова, наткнулся на упоминание им советника при командире 335 сап Голованова В.Н. Дальнейшая работа подтвердила мое предположение о том, что это одно лицо.


счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.