Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

Грешнов Андрей Борисович

Последняя командировка


© Copyright   Грешнов Андрей Борисович  (greshnoff@mail.ru)
Добавлено: 2012/05/11
рассказ Кабул
Обсуждение произведений

Последняя командировка


На исходе четвертой по счету командировки в Афганистан, завершавшейся осенью 2011 года, в голову постоянно приходили разные дурные мысли о том, что самое страшное, ну, если и не страшное, то очень неприятное, обязательно должно случиться под «дембель». Поэтому пришлось, как говорится, залечь «на сохранение». То есть работать через информаторов, используя местные СМИ и по минимуму высовываться на улицу. Получить пулю или осколок в Кабуле сегодня ничего не стоит. Причем стать жертвой террориста более проблематично, чем попасть «под раздачу» стражей порядка, которые в борьбе с «мятежниками» косят мирняк налево и направо, невзирая на национальность, цвет кожи и даже иностранные номера на машинах. Работа «на сохранении» более нудная, чем «в поле», однако от этого не менее продуктивная.
Вместе с тем, вылезать из посольства в город все равно приходилось, так как тривиально хотелось кушать. На базар ли, в магазин ли, но ехать в город в последние месяцы было равно неприятно. В магазинах, которые посещают иностранцы, с устойчивой периодичностью взрывались смертники, на базаре частенько стреляли и иногда дрались. Так, безрадостно и нудно проходили последние дни в этой стране. Иногда боевики «Талибан» совершали налеты на государственные объекты в городе – Минобороны, почту, полицейские участки. Но все это стало уже обыденностью и не вызывало никаких «трепетных» эмоций. Сейчас люди в Афганистане работают только за «бабло», всякая шелуха типа «интернационального долга», патриотизма, госнаград уже давно никого не волнует. Люди тупо куют капитал на старость, понимая, что в их украденной родине они давно никому не нужны. Поэтому главенствует в этой повседневной афганской жизни здоровый цинизм, расчет, смекалка. Прежде, чем куда-то выехать, нужно хорошенько подумать. Нужно ли это, или же необходимость поездки самонадумана.
Продержавшись до конца командировки, я с тревогой думал, не случится ли чего дурного в самом конце. Даже по дороге в аэропорт эта тревожная мысль не отпускала. У самого аэропорта на глаза попался длинный светло-коричневый школьный автобус (скул-бас) американского производства, ехавший со стороны бывшего нашего «полтинника». Подумалось: где же могут учиться дети, которых возит этот огромный 12-тонный автобус? Школ на аэродроме не наблюдалось, вероятно, он возил военных, маскирующихся под школьников? Картинка мирного автобуса на фоне аэродромных построек как-то впечаталась в мозг, непонятно почему и непонятно зачем. Так, просто. Очередная свободная ячейка в переполненном мозговом компьютере заполнилась этой довольно мирной картинкой, сфотографированной глазами.
Когда ветхий Боинг-747 авиакомпании «Ариана» уже примерно час, как гудел турбинами, унося меня подальше от «страны пребывания», тревога отошла прочь. Я прилетел домой и забыл об Афганистане, вернее попытался забыть, так как нынешняя «работа» непосредственно с ним и связана. Вот так, почти обыденно все и кончилось, думал я. Да опасно, да очень дискомфортно, но довольно полезно для кошелька.
С неделю назад ко мне на работе подошел один из начальников и спросил, не хочу ли я слетать в Кабул взять интервью у Хамида Карзая. Само мероприятие приходилось на преддверие отпуска, я понимал, что если соглашусь, то приготовления к поездке будут скомканы и придется работать в авральном режиме. Однако возможность подержаться за руку третьего по счету «моего» президента, вдохновила. В президентском дворце Арг я в свое время жал руку Бабраку Кармалю, а в здании Минобороны на Дар уль-Амане пил чай с доктором Наджибом. Обоих уже нет на этом свете, царствие им небесное. А тут Карзай… Короче, я согласился. Летели очень тяжело, с бессонницей и пересадками, через Дубаи, так как прямой рейс в Кабул из Москвы выполняет только «Ариана», которую в народе называют «Иншалла эйруэйз». Думаю, что переводить не имеет смысла – все и так все поняли.
Прилетели в столицу, устроились в гостинице «Кабул-Серена» и залегли спать. Рано утром поехали во дворец на интервью с президентом. Представителей двух российских телеканалов и меня – представителя РИА Новости обыскивали шесть кордонов служб безопасности. Отняли шариковые ручки, все подозрительные предметы. Облапали как женщины не лапают. Ровно два часа ушло на эти ритуальные действия. Раньше, во времена революции, русским доверяли. Сейчас нет. В кабульском централе уже лет шесть как отбывает наказание один русский придурок, снюхавшийся с бандитами и пытавшийся провезти в Кабул из Джелалабада взрывчатку под женской чадрой. Так, что для афганцев русские теперь не неприкасаемые. И обыскивают их, как и всех, то есть с пристрастием.
Карзай, хитрый мужик, пытался устоять под градом нелицеприятных вопросов, но когда не был готов к ответу, часто повторял одни и те же слова. Один из моих вопросов, наверное, поверг его в смятение. Спросил я Карзая, почему раньше те, кто воевал против Советской Армии, назывались моджахедами, а сегодня они же, но воюющие против американцев, вдруг превратились в террористов? Карзай пустился в исторические экскурсы, помянув добрыс словом и муллу Ахунда из Кандагара, и Исмаил-Хана из Герата и Раббани из Бадахшана, подводя базу к тому, что многие бандиты – «заблудшие овцы». И, в конце концов, сказал, что с его точки зрения они не террористы, а наоборот его браться. Это с американской точки зрения они террористы.
Вообще разговор был интересный, содержательный. В конце президент подарил нам подарки. Мне досталась лазуритовая шкатулка с каменным рисунком и визитка главы государства.
После президента поехали в штаб ISAF, где нас ждали представители НАТО. Штаб их располагается на том месте, где раньше, в 1980 году был узел связи группы нашего Главного военного советника. Залез я на крышу штабного здания, посмотрел на знакомые места, да и рассказал об этом гражданскому представителю НАТО. Он посочувствовал, пожав мне руку. Самому стало интересно: прохожу по старым местам, видя себя молодого на том же месте, но спустя столько лет. В Джелалабаде пару месяцев назад было так же. Посетил все места «боевой славы», трассы, где мы взрывались, городок Самархейль, аэродром… Смотрел со стороны на себя и своих товарищей, вспоминал. Как быстро пронеслась жизнь, как непонятно. И как бездарно наши руководители все просрали, расплатившись за все жизнями наших ребят. Давно понял, что слова «патриотизм – последнее прибежище негодяя» имеют под собой жизненную основу. Кто-то что-то мутит, развязывает войнушку. Потом кто-то глупый гибнет, а кто-то, что еще хуже, становится калекой. Вот и весь патриотизм. Затеявшему войну положены большие деньги, которые он на ней и заработал. Нам-дебилам в лучшем случае положено пособие на лекарства, в худшем – инвалидность. Такое вот разделение труда.
С такими невеселыми мыслями я ехал в аэропорт от штаба ISAF, располагающегося аккурат напротив студии «Афган-фильм», недалеко от президентского дворца. Опять в голову стучалась мысль: руку я пожал третьему президенту, может тоже не жилец, а я может быть какой-то представитель Ангела смерти в Афганистане? И опять думалось, что самое неприятное - непременно «под дембель». А его, неприятного, что-то нет.
До аэропорта оставалось метров четыреста. Откуда он вылетел, этот скул-бас, никто там и не понял. Со встречки, на бешеной скорости, он перелетел двойной бетонный отбойник, высота которого составляет примерно 60 сантиметров. Он несся прямо на нас под косым углом, не ехал по земле, а летел, подброшенный отбойником. Я успел только рассчитать траекторию, поняв, что сейчас кормы у микроавтобуса, где спала Наталья, продюсер Russia today, и рядом сидел я, не будет. Просто в доли секунды рассчитал траекторию и осознал, что пришел конец. Страха не было никакого, потому, что для него не осталось времени. Время кончилось.
Тут можно было бы поставить точку. Но наш афганский водитель каким то неимоверным усилием, утопив педаль газа в пол, вывернул вправо, зацепив следовавший по правой полосе легковой автомобиль. И его действия нас спасли. Огромная махина автобуса, оцарапав нам левый задний бок, погребла все следовавшие за нами в плотном потоке машины. От красной спортивной легковушки не осталось ничего, еще одна зеленая машина перевернулась, бронированный джип, атакованный автобусом, ехал задом наперед. Сам же скул-бас, снеся с дороги все, что было можно, впечатался в столб.
По приезду в Москву я узнал, что в этом инциденте погиб один из заместителей начальника администрации президента Афганистана, его дочь, водитель и охранник. Они ехали у нас в хвосте в красном красивом спортивном авто.
То, что должно было произойти, произошло. Не судьба, значит, была помереть так бездарно, да и наверное ангел спас, да иконка Николая-чудотворца, что лежала в кармане пиджака. Через 30 секунд мы уже вытаскивали сумки и аппаратуру из микроавтобуса и осматривали отметину, оставленную школьным автобусом.
Все случилось, как я и предполагал. Руку президенту пожал, смерть пронеслась в полусантиметре, доле секунды от меня. Наверное, хватит? Хватит жить прошлым, ностальгировать по нему, работать на мертвый СССР? Да, наверное. Никто и ничего уже не в силах вернуть. Оставшийся кусок жизни нужно прожить по-другому. Мир посмотреть, получить какие-то маленькие радости от оставшегося отрезка жизни, делать что-то приятное себе и окружающим.
Это была моя последняя командировка в Афганистан. Всего 14 лет. И тут я не говорю «иншалла». Это уже твердо и бесповоротно: обратной дороги нет. Иначе повторная попытка заглянуть в темные глаза вечности может закончиться удачно, значительно раньше отмерянного судьбой срока.


-0-



счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.