Грешнов Андрей БорисовичКАБУЛ СЕГОДНЯ ( ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)Обсуждение произведений КАБУЛ НОВЫЙ, НО ХОРОШО ЗНАКОМЫЙ В этой части повествования постараюсь поменьше повествовать и побольше выкладывать картинок. Всем знакомых картинок - "зеленого" базара, где побывал, наверное, каждый из офицеров, служивших в Кабуле, дороги в Теплый стан (Хайрхану), знакомых всем дуканов, которые время пощадило. Итак: Это здание министерства связи. Все 80-е годы оно только строилось. Но введено в эксплуатацию только сейчас. В правом углу здание, в котором размещалось информационное правительственное агентство Бахтар. В 1986 году в этом здании я купил настенные часы на батарейках. Они до сих пор ходят, чему очень поражался Вова Григорьев. Мы обмыли эти часы с ним вместе, спустя 18 лет после покупки. Царандоя сейчас нет - есть национальная полиция. Но это официально. Народ слово "царандой" понимает хорошо, лучше, чем "полиция". Милиционеры ездят на таких фот Фордах "рэйнджер", зеленого цвета. Однако боевого опыта это им не прибавляет. Вот три основных типа автомобилей, которыми сегодня заполнен Кабул: джип, полицейский пикап и, конечно, такси. Кстати, о такси. В 1979 году такси в Афганистане были разномастные и разноцветные. Почему они стали вдруг желтыми? Хафизулла и Асадулла Амины решили нажить чуть-чуть денег. Был издан указ о том, что все городские машины такси в месячный срок должны стать желтыми. В противном случае водителей ждал арест и конфискация транспортного средства. Незадолго до этого Асадулла скупил большинство приличных покрасочных автомастерских. Такой вот незатейливый бизнес. Прямо как в Москве. Ничто не меняется. Это я для сравнения сделал снимок с телевизора. На таких пикапах, "улучшенных", как и прежде ездят душманы, которым сегодня дали новое прозвище - "талибы". Здесь очень удачный ракурс. Это всем известный "зеленый базар", который выходит на "чикен стрит". Раньше на том месте, откуда делается снимок, продавали рис, дальше шли мясные лавки. По левому ряду шли овощные горки и так же мясные лавки. Сейчас именно здесь стало поцивильней. Дуканщики есть совсем старые. Узнают безошибочно и даже скажут Вам, сколько лет вы отсутствовали. Восток - дело тонкое. На этот дукан в пору прибивать золотую табличку с надписью "охраняется государством". Дукан стоит с 1979 года. И до, и после революции люди покупают и покупали здесь цветы. Если дукан старый, то и хозяин старый. Хозяин не сменился - значит в Афганистане все по-старому. Отличный ракурс, хотя сама фотография не очень получилась - снимал из машины. Угол "зеленого" и "Чикен стрит". Раньше здесь продавалось мясо и овощи-фрукты. Там, где дерево (следующий дом), стояло пакистанское посольство. Сама "Чикен стрит" (по ходу, как стоят машины) упиралась в стену, за которой находился следственный изолятор ХАД. Очень памятное место. Это - правая ( по ходу движения) сторона "зеленого". Раньше здесь продавали дубленки Сейчас построили универмаг, многоэтажный. А рядом вообще современный торговый центр. Вот он: Тут у нас с Эхсаном кончился бензин. Поехали заправляться. Тут же можно и помыть машину. На бензоколонке принимают как афгани, так и доллары. Гаишники не меняются - такие же улыбчивые, добрые и бесполезные на афганских дорогах. С удовольствием позируют перед фотокамерами. К шурави относятся как к самому дорогому гостю. Поехали с водителем в "Теплый стан". Этот район населен практически только выходцами из долины Панджшер. У них здесь относительный порядок. Да и вся "полиция" здесь состоит из панджшерцев. Правительство не дает денег на строительство жилья - они строят для себя сами. Сбрасываются, создают жилищные кооперативы, ремонтируют дуканы. В общем, таджики значительно более трудолюбивы, а возможно, и более успешны в бизнесе, чем пуштуны. Этот район как-то сразу очень отличается от остального Кабула. Местные видят, что в машине сидит иностранец. С ходу определяют, что русский. Кроме нас, вот так просто, никто из иностранцев по городу не шарится, особенно уж в Теплом стане. Выходили не раз из машины, искали дорогу к авторынку и к некоторым местам, о которых я лично попросил водителя. Народ разговаривает охотно, тщательно все взвешивает и объясняет. Потом обязательно следует вопрос водителю: "Кого везешь". - "Шурави". На губах тонкая улыбка. Приветливо (или не очень), но машут рукой. Факт. Вот так. В Кандагаре Вам так не помашут, сто пудов. Долго ли, коротко ли, открыли маршрут. Все были в курсе дел - кто, как и куда едет. Это вовсе не игрушка - отзваниваться по определнному телефону. Кому из ничего не видавших - смех, а кому и порванная жопа. В лучщем случае. Всему подобному в жизни я был свидетелем. Война шла десять лет. В крайний год за несколько дней до вывода войск на выезде из Кабула в Баграм вырезали заставу. Я там (в грезах)собирался жарить шашлыки. Головы лежали в рядок, тела в мешках. Посмейтесь. Офицерам безопасности за их работу отдельное спасибо. Вот ребята сделали себе магазин по продаже шин. Значительно дешевле, чем в Москве. Цены - не то, что божеские, а диаметрально противоположные московским. Здесь нормальные пацаны делают нормальный бизнес. Афгани - национальная валюта - стабилен, как белый медведь в спячку. Они себя не дурят. У них все примерно одинаково бедны. Это мы все рвемся из нишеты в бедность, вымарывая, порой, воеруг себя хороших и честных людей, которые просто состарились согласно сроку. Так просто нельзя. Иначе вымаруют всех люди другой религии. Честь им и хвала - людям, отдавшим или посвятившим жизни своей Родине - Союзу Советских Социалистических Республик! Тут мы с Эхсанджаном едем В Хпйр-Хану. Скажу сразу, до "глобуса" "PANAMERICAN" не доехали, взяли правее. Сейчас здесь построена "новая северная" дорога. Если люди делают двери, то это вовсе не означает, что они остерегаются врагов или воров. Двери длеаются для домов, где могут и должны рождаться и воспитываться дети. Не американцы, отнюдь. Афганцы. Вот делают бидоны и баки для горячей воды. Бидоны для горячей аоды и двери для домов. А вот и дрова для отопления этих будущих домов. Сир ( 7 килограммов) при нас стоил 13 афгани. Исторический факт. Вспомнил о дровах. В 1989 году, как только ушли наши солдаты, в Герате, летней шахской резиденции, люди от холода уничтожили на дрова нашу памятную алею. Я сидел на БТРе и глядел, как они выкорчевывают нашу алею - сначала порубили сосны и кедры. Потом вырыли ямы и добывали корни. Алеи не стало. Пожгли на "дрова" даже застывшие без воды кусты роз. В Герате тогда пахло гарью. Не розами, как при нас. Не мы ли сами, своими руками, сделали этот народ кочевниками? Которые обитают в вонючих палатках? Во имя чего? Во имя какго "добра"? Или нашего "светлого будущего"? Оно настало, это будущее. Кому сейчас лучше жить - нам, или им, знает только Аллах. Мы продали им даже не проблему, а просто дорогу в никуда. Они открыли индустрию по добыче камня. Могилы людей множатся. Афганцы знают, что их не оставят в покое. На место маленьким камушкам, принесенным с гор, пришла индустрия кладбищенского строительства. И это факт. Нас всех ждет такой же камень, если не меньше. Ресурсы уменьшаются, количество желающих иметь подобный "минерал" множится. Достанется не всем. Спешите занять лучшие места и позаботиться о камне. Это, конечно, лирика, типа "romansing the stone". Но жизнь продолжается, люди строятся. И даже обжигают горшки. Не Боги, конечно, просто трудолюбивые люди. © ArtOfWar, 2007 Все права защищены.
|