Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

Байков Герман Иосифович

К вопросу о вводе пакистанских регулярных войск в зону свободных племен


© Copyright   Байков Герман Иосифович  (greshnoff@mail.ru)
Добавлено: 2020/05/16
История История Афганских войн
Годы событий: 1985
Аннотация:
19 декабря 1985 г.

Обсуждение произведений

К вопросу о вводе пакистанских регулярных войск в зону свободных племен

19 декабря 1985 г.

2 декабря текущего года пакистанские войска, имеющие танки, бронетранспортеры и артиллерию, вторглись в «зону расселению свободных племен» в агентстве Хайбер. Поступающие в информационное агентство Бахтар сообщения говорят о том, что подразделения регулярной пакистанской армии окружили селения, жилища пуштунов, мечети, а также другие учреждения во всем районе Хайберского агентства, отрезали Хайбер от остальной территории страны, блокировав основные коммуникации, даже те, по которым поступало продовольствие.

Этой акции пакистанского режима предшествовал ряд событий, наиболее значительными из которых было: действия племен африди по перекрытию бандитских троп, демонстрация протеста в районе Бара (около Пешавара) против присутствия на территории племен банд афганской контрреволюции. Демонстранты несли плакаты, на которых были написаны следующие лозунги: «Смерть военной хунте Исламабада», «Да здравствует Бабрак Кармаль, великий вождь афганского народа, дорогой брат и искренний друг пуштунских племен.» На состоявшемся затем митинге было заявлено, что пакистанские власти должны немедленно освободить районы расселения племен от присутствия агентов империализма и реакции.

Советом улемов агентства Баджавур было выпущено в свет печатное издание «Да шайтан нума мунай», в котором подчеркивалось историческое значение Высшей джирги приграничных племен, проходившей в Кабуле, которая вынесла решение об оказании совместного отпора силам, пытающимся внести раскол в единство приграничных племен. В нем содержались сведения о подкупах режимом Зия-уль-Хака ряда вождей племен, а также о заброске своих агентов в зону племен для дискредитации решений Высшей джирги.

Пакистанские власти в ультимативном порядке потребовали от племен африди и шинвари выдать им своих вождей и руководителей, а также сдать оружие, полученное из ДРА. Однако ультиматум был отвергнут. Между вооруженными формированиями афридиев и шинваров и подразделениями пакистанских войск завязались кровопролитные бои. Представители племен, оборудовав там укрепленные позиции отошли в горы, после того как армейскими подразделениями были разрушены их селения. Они отвечают вооруженными вылазками на действия армии. Под предводительством вождя афридиев Вали Хана Кукихейля была создана «дивизия», которая, как сообщило агентство «Бахтар», с каждым днем наращивает свою боевую мощь.

Население районов Джамруд, Леварги, Бара, а также некоторых других почти полностью ушло в горы.

В район Джамруд на усиление подразделений «командос» переброшены части 7 и 9 дивизий 11 корпуса. В настоящее время там находятся десятки тысяч пакистанских военнослужащих, до 600 единиц бронетехники. Племенным формированиям удается наносить удары по военным постам и местам дислокации пакистанских войск. Так, согласно сообщениям «Бахтара», в районе Бара уничтожено 4 пакистанских танка. В районе Танга Джабха захвачено в плен 47 пакистанских военнослужащих. В районах Хайдари, Канду, окрестностях Леварги и Бара были нанесены ощутимые удары по пакистанским подразделениям.

Не оправдались надежды пакистанского режима на малишей (пограничные племенные формирования). Малиши – тоже пуштуны – отказываются стрелять в соплеменников. Под различными предлогами пакистанские власти в срочном порядке приступили к разоружению подразделений малишей и их выводу из агентств Баджавур, Моманд, Куррам, Северного и Южного Вазиристана. В районе Джалалабада собралось уже достаточное количество перебежчиков, в том числе из подразделений пакистанских малишей.

В чем истоки возникшего конфликта?

Своими корнями они уходят в прошлый век. Превратив Индию в колонию, Англия стремитья к распространению своего влияния на север, применяя тактику «кнута и пряника». В 1809 г. в Пешавар прибыла миссия Ост-индской компании во главе с Эльфинстоном. Этот момент, пожалуй, можно считать началом проникновения англичан в Афганистан и дальше на север.

В 1838 г. англичане начали первую англо-афганскую войну, которая серьезных успехов не принесла.

Основы пуштунской проблемы были заложены позднее, через сорок с лишним лет с началом второй англо-афганской войны. Англичанам удалось продвинуться на север и Гандамакским договором, который был заключен, а точнее навязан проанглийски настроенному кабульскому эмиру Якуб-хану 26 мая 1879 г., отторгнуть от Афганистана пуштунские районы Пишин, Сиби, Куррам, Шинвари, Дир, Сват, Баджавур, Хайбер и др. Однако, не смотря на этот договор, положение продолжало оставаться напряженным. Племена его не признали и продолжали совершать нападения на английские войска.

Для того чтобы «узаконить» свои завоевания, Англия послала в 1893 г. в Кабул специальную миссию, которую возглавлял М. Дюранд. Он принудил бывшего тогда эмиром Афганистана Абдуррахман-хана подписать договор о новой линии индо-афганской границы, которая вошла в историю под названием «линии Дюранда» и «де факто» сохраняется по сегодняшний день.

В 1947 г. Англия была вынуждена уйти из Индии. На территории бывшей колонии образовались два государства – Индия и Пакистан. Но «линия Дюранада» осталась, остались разделенными пуштунские племена, осталась нерешенной пуштунская проблема.

У символических Хайберских ворот, которые расположены недалеко от выезда из Пешавара в сторону афганской границы, всегда были укреплены два щита с надписями на двух языках урду и английском: «Дальше федеральные власти Пакистана за вашу безопасность не отвечают». Таким образом, власти Пакистана косвенно признают некоторую автономию пуштунов, несмотря на то, что формально они находятся вроде бы на пакистанской территории..

В прошлом пакистанские режимы не раз пытались установить в этой зоне свои порядки, предпринимались карательные акции, лилась кровь, но затем все возвращалось к прежнему состоянию.

Резко положение стало обостряться после афганской Апрельской революции 1978 г. Следуя в фарватере политики США, Пакистан стал превращать зону расселения свободных племен в плацдарм для подрывной деятельности против демократического Афганистана. Большинство лагерей для подготовки боевиков размещается именно в этой зоне, здесь же располагаются опорные базы и склады оружия бандформирований. Большая часть беженцев, оказавшихся за пределами Афганистана по тем или иным причинам, располагается тоже здесь. Все это создает проблемы и неудобства для коренных жителей – пуштунов.

Поворотным пунктом, положившим начало нового развития событий, явилась Высшая Джирга приграничных племен, которая состоялась в Кабуле 14-15 сентября 1985 г. В ней приняли участие представители пуштунских племен, проживающих по обе стороны «линии Дюранад»: таких как моманд, африди, варакзай, шинвари, хугиани, тури, джаджи, мангал, дзадран, саларзай, тараки, хароти, ахмадзай, масуд и др.

Проведение такого мероприятия в Кабуле и участие в нем делегаций из-за «линии Дюранда» очень обеспокоило пакистанский военный режим.

Это неудивительно, по приблизительным подсчетам только в зоне расселения свободных племен постоянно проживает 4,5 – 5 млн. пуштунов. Исторически все они входили в состав Афганистана, население которого сегодня состоит примерно на 55 % из пуштунов. Жители зоны тяготеют к ДРА. Причем тем пуштуны, которые проживают за «линией Дюранда», тяготеют к Афганистану, может быть больше, чем те, которые остались на территории собственно Афганистана. С потусторонними пуштунами нынешнему афганскому правительству работать легче, так ка они не имеют обид на правительство ДРА, на их территориях не проводились военные действия, их никто не бомбил и т.д.

Этот вопрос афганские власти рассматривают так. Из выступления Бабрака Кармаля на заседании Высшей Джирги: «Право всех афганцев, в особенности пуштунской национальности, на самоопределение независимо от места проживания, не может быть обеспечено отдельно от общей объединенной Родины. Вся наша история – это история патриотической священной борьбы против угнетения и порабощения. Сегодня мы с великой благодарностью вспоминаем о подвигах наших героических отцов и дедов в освободительной борьбе против различных врагов, прежде всего против агрессоров англичан…»

Здесь между строк можно усмотреть возврат к идее «Великого Пуштунистана», хотя не совсем понятно, кому это принесет пользу, если такая идея вдруг осуществится.

После подобных призывов, ссылок на исторические примеры, когда племена громили английских колонизаторов, в значительной степени накалились страсти участников Джирги. «Мы не позволим афганской контрреволюции проникать в ДРА через нашу территорию», - заявил представитель племен вазиров маулан Моххамед Хашем Вазир.

Огромное эмоциональное впечатление произвело на участников Джирги прибытие из Пакистана делегации племен африди во главе с Ата-Уллой – сыном Малека Вали Хана Кукихейля. 1200 человек под оглушительные аплодисменты и лозунги о единстве пуштунов проследовали через зал заседаний. В президиум Джирги было передано послание главы племени.

Любопытен сам факт их прибытия в Кабул. На своих грузовиках эти 1200 человек пересекли «линию Дюранда», сложили оружие в одну машину, которая следовала в составе колонны (тем самым они продемонстрировали лояльность к властям ДРА), и в таком порядке прибыли прямо в центр Кабула. При этом следует отметить, что органы безопасности были поставлены в весьма трудное положение – как быть? 1200 вооруженных людей с боевым опытом могут сделать немало и одному Аллаху известно, как они поведут себя, добравшись до такого представительного собрания. Опасения были до самого последнего момента, но все прошло как нельзя лучше.

А в конце ноября африди стали уже на деле осуществлять решения Высшей Джирги приграничных племен: не пропускать банды через свою территорию (правда на этот отрезок времени Вали Хан Кукихейль успел побывать еще и в Москве).

Непримиримую антипакистанскую позицию занял также шейх племени шинвари Джамир. В письмах, направленных на имя Вали Хана Кукихейля, о своей поддержке и солидарности заявили также племена, проживающие в агентствах Куррам, Северном и Южном Вазиристане, моманды. Они выразили готовность прийти на помощь сражающимся братьям.

В тоже время следует отметить, что абсолютного единства среди пуштунских племен нет. Некоторые кланы, даже среди Кукихейлей, выступили против позиции Вали Хана и заняли сторону пакистанского режима. Пока это незначительное количество пуштунов. Абсолютное большинство, судя по сообщениям, поступающим в различные ведомства ДРА, поддерживают пуштунов Хайберского агентства.

18 декабря Политбюро ЦК НДПА должно было обсудить пуштунский вопрос (возможно оно его и обсудило), однако в сообщении для печати об этом заседании ничего не говорилось о событиях в Хайберском агентстве.

Наряду с моральной поддержкой со стороны ДРА, племена получают такую же поддержку некоторых политических кругов Пакистана. Так студенты учебных заведений Пешавара распространили листовки с разоблачением сущности политики режима Зия-уль-Хака в отношении племен. Листовки содержат требования вывода регулярных пакистанских войск из этих районов.

В случае продолжения обострения обстановки, а это весьма возможно, политические деятели Афганистана не исключают, что к борьбе пуштунских племен присоединятся пуштунские политические партии Пакистана, которые возглавляют Шер Баз Мазари и Хан Абдул Валихан. Не исключается также возможность, что через эти пуштунские политические партии Пакистана в поддержку пуштунских племен выступят все оппозиционные партии Пакистана, хотя этот вопрос и представляется весьма сложным.

Возможно также выступление в поддержку пуштунов белуджских племен, представители которых тоже принимали участие в Джирге.

Возвращаясь к событиям, которые начались в первых числах девабря в зоне расселения свободных племен, следует отметить, что по данным, полученным из контрреволюционных группировок в Пешаваре, в ноябре текущего года, то есть тогда, когда африди и шинвари начали ставить заслоны бандам в их движении на территорию Афганистана, состоялась беседа ответственного американского представителя с генералом Зия-уль-Хаком. Оценивая итоги советско-американской встречи на высшем уровне в Женеве, этот представитель США, ссылаясь на правительственные круги Америки, потребовал от Зия-уль-Хак не ослаблять антиафганские вооруженные акции. Он указал (вообще то справедливо), что привлечение правительством ДРА на свою сторону целого ряда пуштунских племен затрудняет доставку в Афганистан оружия, переправу бандформирований, особенно на важном в стратегическом джалалабадском направлении, которое в значительной степени контролируют племена африди и шинвари. Эмиссар Белого дома дал четко понять, что Западу необходимы гарантии со стороны генерала Зии, в его способности контролировать положение.

Избрав предлог «борьбы с производством наркотиков» Зия-уль Хак в очередной раз предпринял попытку нарушить сложившиеся исторические традиции – ввел в зону племен регулярные войска, которые занялись не поисками наркотиков, а блокированием племен афиди и шинвари. Эта акция со стороны пакистанского режима свидетельствует о намерении Зия-уль-Хака ликвидировать опасный для него очаг сопротивления на севере, северо-западе и возможно предотвратить подобное на западе Пакистана.

По мнению находящихся в Кабуле представителей приграничных племен, действия Зия-уль-Хака полностью согласованы с США. Их основная цель – разгром оппозиционных сил в целом.

В тоже время военнослужащие всех родов войск ДРА – выходцы из племен африди и шивари - высказывают готовность принять участие в боевых действиях против пакистанских войск для защиты «своих братьев, проживающих в Пакистане».

Если Афганистан не заявит публично о поддержке пуштунских племен, как это должно вытекать из решений Высшей Джирги приграничных племен, племена отвернутся от ДРА и главная задача Джирги – перекрытие границ – останется невыполненной.

Если Афганистан открыто выступит в поддержку пуштунов по другую сторону «линии Дюранада», то ДРА сразу же обвинят в нежелании урегулировать обстановку вокруг Афганистана.

Если в поддержку пуштунов выступят белуджи, что может случиться, то над режимом Зия-уль-Хака и самим существованием Пакистана нависнет серьезная угроза ( по приблизительным подсчетам 4 млн белуджей живет в Пакистане, примерно 1,5 млн в Иране и 300-400 тыс в Афганистане).

Известно, что белуджи не один раз выражали готовность выступить против реакционных режимов в этом регионе. Племена бедуджей более организованы, имеют лучшую дисциплину по сравнению с пуштунами, хотя в своей общей массе имеют значительно более низкий уровень, чем пуштуны.

Как представляется, Зия-уль-Хак попытается как можно скорее покончить с назревающим серьезным конфликтом. Некоторые политические наблюдатели даже допускают, что он может попросить ввести в Пакистан американские войска, что сделать не так уж трудно с учетом нынешних пакистано-американских отношений.

С другой стороны нынешний режим Пакистана без сомнения боится увязнуть в пуштунской проблеме. Потому как, если такое случится, активизирует свою деятельность Движение за восстановление демократии в самом Пакистане и, кто знает, может быть и Индия окончательно решит «Кашмирский вопрос», перерезав тем самым прямую связь Пакистана с Китаем.

Такова ситуация на сегодняшний день. И вряд ли кто-либо определенно сможет сказать, какова она будет завтра. Очевидно одно: движение пуштунов причинит военному режиму Исламабада немало хлопот.

Кабул Герман Байков


счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.