Андреев Павел ВасильевичТерритория ПККому понравится, когда с ним обращаются, как с ресурсом или как с безымянным, безликим потребителем трафика или… - никто не должен быть популярнее, чем сама игра в истории?! Обсуждение произведений Территория ПКВ начале 1990-х годов, сразу после «вывода», на заре эры Интернет, требование всеобщего доступа к информации и средствам коммуникации объединило целое поколение граждан. Причастность к более широким мировым коммуникациям избавила людей от ксенофобии, которой сопровождалась их социальная и географическая изоляция, в рамках "адаптированной среды проживания". В этих условиях культуру отдельной социальной группы уже не надо было отчаянно защищать – она стала восприниматься как дар, которым можно поделиться. В мире начался культурный обмен эмоциями, который стал таким же проявлением взаимодействия людей, как и товарообмен. Вопрос об эмоциях и памяти, как «социальном капитале», имеет много общего с проблемой статуса информации в Интернете. Сначала адепты Интернета страстно пропагандировали идею о том, что информация должна распространяться свободно. Они утверждали, что сама архитектура новой системы коммуникации располагает в пользу свободного обмена информацией между людьми. В конце концов, Интернет не является чьей-либо собственностью и доступен для всех. Просто каждый пользователь персонального компьютера (ПК) связан с любым другим пользователем и открыт для многостороннего общения. Экономика такого сообщества, уверяет теоретик киберпространства Джон Барлоу, - базируется не на собственности, а на отношениях[1]. Согласно этой логике, отношения между людьми и обмен информацией не должны зависеть от вступительных взносов, лицензий и разрешительных процедур. Пуристы удивляются: почему нельзя бесплатно скачивать музыку, делать копии и делиться ими с другими с помощью Интернет? Почему нельзя бесплатно делать копии статей , добавлять собственные мысли к рассказам и докладам и направлять их друзьям и даже незнакомым людям? С тех пор как появилось новое глобальное интерактивное средство коммуникации, горячо обсуждается вопрос о том, что следует считать открытой информацией, а за какую информацию нужно платить владельцам авторских прав и порталов. Желающие получить возможность бесплатного обмена информацией через Интернет, исходят из нескольких ключевых соображений. Во-первых, Всемирная паутина задумана таким образом, что любой пользователь может стать поставщиком информации. Она упраздняет традиционную иерархию, характерную для телевидения и радиовещания, когда сообщение шло в одном направлении – от гигантских контент-провайдеров к пассивным индивидуальным потребителям. Во-вторых, поскольку Всемирная паутина – это сеть, любой ее пользователь может вступить в интерактивное общение с одним или многими людьми. Сказанное означает, что буквально любой пользователь потенциально имеет доступ к любому другому абоненту, находящемуся в Сети. Возможности такого многофункционального общения в человеческой истории беспрецедентны. Внезапно каждый человек получил доступ к любому другому человеку, и это означало мгновенную демократизацию коммуникаций. В децентрализованной сети распределенных коммуникаций, где отсутствует единый центр контроля, никто (по крайней мере, теоретически) не является главным, а все обладают равными правами. Необходимость получать разрешение какого-либо центрального органа или инстанции на передачу идей, сообщений, эмоций и информации противоречит самой свободной природе Сети. Так родилось средство передачи информации, каждый пользователь которого – сам себе начальник. Борьба между киберактивистами – защитниками свободного доступа и коммерческими компаниями, заинтересованными в приватизации киберпространства и превращении его в товар, происходит на всех фронтах. Вопрос о том, следует ли человеческую мысль и рождаемые ею эмоции считать открыто используемым ресурсом, принадлежащим всем людям или же товаром, принадлежащим собственникам, относится к числу центральных проблем, которое человечество вынуждено было решать на протяжении все истории. В конце Средневековья между церковью и представителями зарождающегося купеческого сословия развернулась серьезная дискуссия о том, является ли время всеобщим и следовательно, бесплатным достоянием или оно может быть объектом собственности и на нем можно зарабатывать, взимая проценты. Купцы на практике доказывали, что «время –деньги», а проценты - законная форма компенсации, за использование чужих денег в течении определенного времени. Церковь утверждала, что ростовщичество – смертный грех, но не потому, что оно связано с эксплуатацией человека человеком. Скорее, церковные авторитеты оспаривали легитимность самого акта ростовщичества. Как купцы могут зарабатывать на продаже времени, спрашивали они, если время принадлежит не им, а Богу, который подарил его людям, чтобы они могли подготовиться к спасению? Томас Чобхэм писал: «Ростовщик продает заемщику то, что ему не принадлежит. Он продает время, которое принадлежит Богу. Следовательно, он не вправе получать прибыль от продажи чужой собственности»[2] . Еще одна не менее жаркая дискуссия развернулась по поводу того, не следует ли превратить в объект интеллектуальной частной собственности биологических компаний мировой генофонд – наследие миллионов лет биологической эволюции, которое всегда считалось общим достоянием. А как насчет человеческих эмоций? Могут ли эмоции быть товаром или ими можно свободно обмениваться, как всеобщим достоянием? В прошлые столетия странной сочли бы саму идею о том, что эмоции, как и сама мысль, может быть чьей-то собственностью или что будут взимать плату за ознакомление с ней или за ее использование. В культуре лишенной письменности, идеи и повествования украшались и менялись при каждом пересказе, и никто не мог претендовать на абсолютную собственность на них. Но с появлением печатного станка стало легче идентифицировать авторство той или иной идеи и претендовать на право собственности на чужие мысли и эмоции. Некоторые считают что, сегодня новые коммуникационные технологии – компьютеры, программное обеспечение и Интернет - делают процесс передачи информации похожим на культуру устного общения, так как они позволяют всем участвовать в таком широком обмене идеями, мыслями и эмоциями, который был невозможен в эру господства печатного слова и средств массовой информации. На музыкальной открытке, которая играет Happy birthday, больше битов, чем было на всей планете в 1957г. Волна компьютеризации захлестнула всех нас, а информационные системы при этом продолжают развиваться колоссальными темпами. Наши дома скоро станут храмами виртуальной реальности. Этот процесс невозможно остановить по ряду причин. Например, представьте себе, насколько неинтересно было бы являться единственным обладателем мобильного телефона или электронной почты. Как скучно принадлежать к сети лишь из одного пользователя. Закон Меткалфа утверждает, что полезность, извлекаемая из участия в сети пользователей, экспоненциально пропорциональна количеству пользователей в сети – «веселья вдвое больше, когда в сети двое вместо одного» [3] Создавая локальные сети, Роберт Меткалф подметил, что при десяти пользователях максимально возможное число связей в сети равно 90. Если же сеть вырастает в два раза, до 20-ти пользователей, то количество возможных связей вырастает в четыре раза до 360. Таким образом, при линейных инвестициях в интернет-бизнес отдача будет расти в геометрической прогрессии. Группа американских и английских математиков критикуют закон Меткалфа за его идеалистичность. На практике оказалось, что закон не работает, ведь далеко не все узлы сети будут устанавливать связи друг с другом. На самом деле, по мнению математиков, ценность сети размером n изменяется по формуле n log(n). К примеру, если взять двукратный рост количества пользователей, то закон Меткалфа выдает рост ценности сети в четыре раза, а логарифмическая формула — всего в 2,1 раза. Как видим, здесь тоже более чем двукратный рост, но это гораздо более реалистичный рост. Разницу в обеих формулах можно наглядно оценить на сравнительном графике. Конечно, формула n log(n) — это очень упрощенная формула, но, по мнению экспертов, она дает максимально близкую к реальности оценку увеличения полезности сети. В реальных сетях, таких как интернет, задействуются далеко не все потенциальные связи между узлами. Собственно, об этом в свое время говорил и сам Роберт Меткалф, но его «закон» стал популярнее, чем авторские пояснения. Феномен закона Меткалфа объясняет, почему новообращенные в ИТ-веру так ревностно призывают своих друзей присоединиться. Чем больше людей в сети, тем ценнее ваш мобильный телефон, Интернет или страница в Интернете. Экономисты это обычно называют «положительные внешние эффекты сети». Или «закон увеличивающейся доходности». Здесь старые правила уже не приемлемы: с ростом дефицитности ресурса стоимость уменьшается , а не увеличивается – да воздастся тем, кто имеет (да будет им дано еще больше). Завоевывая исходное преимущество или долю рынка, вы обеспечиваете себе в будущем дополнительную прибыль, которая будет обеспечена масштабом ваших операций. Чем известнее ваш продукт, чем шире его распространение, тем больше людей захотят его использовать. Как следствие, рано или поздно кому-то захочется просто бесплатно раздавать то, что вы сегодня продаете за деньги. Раздайте это лишь для того, чтобы получить исходное преимущество и вскоре это убьет всех конкурентов.[4] Человек редко ошибается дважды - обычно раза три или больше. Чтобы избежать полного хаоса в собственной жизни, приходится обращать внимание на некую общность во взглядах. Партнер – это компетентный участник сделки. Компетентность – это наши прошлые победы, наша история. Мы работаем не со своими друзьями, не с теми, кто разделяет наши взгляды. Но, чтобы вы предпочли – сменить работодателя или сменить друзей? По данным внутрикорпоративных статистических отчетов[5]: 100 ключевых компетентов на 16.000 сотрудников - в компьютерных фирмах. 20 из 33.000 - в транспортных группах. 10 из 11.000 - на рынке ПО. Таким образом, доля компетентов варьируется от 0,6% до 0,06%! Отношение лучшего к среднему уже не 1 к 2, как это было раньше. Теперь это отношение 1 к 100. или даже 1 к 1.000. А если быть точным, то доля компетентов в 0,06% - это соотношение лучшего к среднему в пропорции 1 к 1.600, а 0,6% - это соотношение лучшего к среднему в пропорции 1 к 160. Границы компетенции в пределах от роты до полка - от 160 до 1600 человек! Доля компетентов в 0,6%, это 12 человек однополчан на 2.000 ветеранов. Доля компетентов в 0,06%, это 12 ветеранов с боевым опытом на 20.000 человек, не имеющих об этом никакого понятия! Распределение важности, нужности, полезности, интересности, релевантности информации, как и все, создаваемое и оцениваемое человеком, подчиняется распределению Парето.При увеличении числа членов коэффициент Парето уменьшается, а неравномерность распределения увеличивается! Объект из группы компетентов приносит информации больше, чем объект из группы некомпетентов в (1-a)2/a2 раз (где а - коэффициент Парето). Для 80/20 это 16, а для 90/10 - 81 раз! Распределение компетентности пользователей в любой сфере (как, впрочем, и интеллекта, и активности, и трудолюбия, и стремления к известности и вообще всех характеристик) носит тот же характер, может меняться только коэффициент.Каждому человеку наиболее интересна информация на уровне его компетенции (точка В), и мало интересна на уровнях выше уровня понимания (точка А) и ниже уровня интереса( точка С), можно предположить, что распределение должно иметь нормальный характер. (см. рис, кривая 2). Но так как количество и качество информации подчиняется закону Парето (см.рис, кривая 1), суммарный личный график оценки информации получается сдвинутым в сторону повышения квалификации, компетентности (см. рис, кривая 3), давая тренд к развитию и стимулируя самосовершенствование. (Точка М - максимум личной оценки всегда находится выше уровня компетенции).На основании этих самоочевидных вещей, формируется оценка информации открытым интернет-сообществом, в котором ... экспертом может стать каждый! При возможностях оставлять свои комментарии и лепить тэги везде, где только можно налепить их современными средствами, случайный набор необъективно и неискренне, но массово и спонтанно повешенных ярлыков может очень по-разному сказаться на дальнейшей судьбе носителя этих тэгов. Если в досетевом информационном пространстве стоящее явление рано или поздно становилось предметом чьего-либо профессионального или праздного интереса, то выкапывать, объективно интересный кусок текста/фотографии/видео/звука из-под груд комментариев и тэгов, оставленных толпой восторженных посетителей сайта, явно уже никто не возьмется. В некотором смысле, надписи на заборе стали не менее (если не более) материальными, нежели сам забор и, тем более, дрова, которые за оградой вроде бы когда-то лежали. Получается, что чем больше будет расти сайт, тем больше при существующих способах и методах работы с информацией, будет в нем информационного мусора, в котором найти действительно нужное станет все труднее и труднее. Сайт компетентов плавно переходит в сайт некомпетентов . Конечно, некомпетенты тоже имеют право собираться в стаи типа MySpase и идти куда им хочется, но дайте первому 0,6% найти друг друга и идти в другую сторону! В любом случае, считаете ли вы себя представителем услуг или исполнителем, защита вашей интеллектуальной собственности в будущем будет зависеть от вашей способности контролировать свои отношения с рынком, отношения, которые, скорее всего, будут жить и развиваться.Ценность этих отношений будет зависеть от качества исполнения, уникальности вашей точки зрения, степени вашей компетентности, его применимости на вашем рынке и, главное, в возможности для этого рынка получать доступ к вашим творческим услугам быстро, удобно и в интерактивном режиме. Закон диалектики перехода количества в качество - это абсолютно рабочий закон. В нем синтезом качества и количества выступает - мера. Ключевой компонент меры - это реальность. Мы реально смотрим на вещи. Мера информативности – это мера неожиданности сообщения. Его нетривиальность. Человек вдруг однажды осознает (если, конечно, осознает), что самое ценное в его жизни было – не квартира, не полированный гарнитур, не автомобиль, вещи полезные, слов нет, а нечто совсем иное, "нематериальное": встречи с интересными людьми, незнакомыми городами, хождения по заминированным тропам,.. да мало ли что еще в этом роде. Жаль только, что мысли такие приходят поздновато. Поэтому, виртуальные путешествия в Кандагар, Джелалабад, Кунар, Герат, Кундуз, Шиндант, Чарикар неожиданно оказываются предпочтительней реальных путешествий… Сегодня физическое расстояние определяет, кого мы знаем – кто наши друзья и приятели. Постепенно стены географической клетки рухнут – самолеты, высокоскоростные поезда и автомобили уже раздвинули пределы перемещений. Однако, если вы, например, интересуетесь Кандагаром, Джелалабадом, Кундузом и Гератом, никакие средства перемещения не помогут вам найти единомышленников в других уголках планеты. На просторных цифровых магистралях это сделать проще. В ближайшие десять – пятнадцать лет появятся «кибернации» - люди, разделяющие одни интересы, обменивающиеся информацией и, возможно, договаривающиеся о встрече друг с другом [6]. Люди населили киберпространство не так давно и в недостаточном разнообразии, чтобы разработать Общественный договор, согласующийся с новыми, непривычными условиями этого мира. Законы, разработанные прежде, чем достигнуто общественное согласие, служат, как правило, лишь избранному меньшинству, которое способны их провести, а не обществу в целом. Интерактивность хорошо оплачивается даже в отсутствие авторства. По мере того, как люди переселяются в Сеть и получают все больше информации – информации, не отфильтрованной централизованными медиа, – они пытаются использовать эту возможность интерактивности для зондирования реальности, что раньше достигалось только непосредственным переживанием. Живой доступ к этим удаленным «глазам и ушам» блокировать намного проще, чем доступ к неподвижным грудам складированной, но легко воспроизводимой информации. В большинстве случаев контроль основывается на ограничении доступа к самой свежей, самой необходимой информации. На этом строится определения билета, места действия, исполнителя и личности обладателя билета; определения, которые обретут свои формы благодаря технологии, а не закону. В мире зыбких реальностей и противоречащих друг другу карт вознаграждены будут те, чьи карты лучше опишут местность и смогут обеспечить предсказуемые результаты тем, кто ими пользуется.Что же касается эстетической информации, будь то поэзия или проза, люди готовы купить новое произведение потому, что они уже получили удовольствие от предыдущих работ автора. Реальность есть редактирование. Люди готовы платить за авторитет тех редакторов, чья фильтрующая точка зрения кажется наиболее адекватной. И опять-таки, точка зрения является тем имуществом, которое нельзя украсть или воспроизвести. Никто кроме экспертов лондонской биржи не видит мир так, как они, и изрядная цена, которую они просят за свои бюллетени, является в действительности платой за привилегию смотреть на мир их неповторимым взглядом. Основной ингредиент конкурентного ресурса в сети, определяется тем, кто, когда, где, с кем и по каким вопросам дискутирует. Модератор - ведущий ток-шоу. Ресурс популярности в сети построен вокруг виртуальных и реальных форумов, где люди могут встречаться и общаться без выяснения отношений и скандалов, которые неизбежно приводят к разрозненности и полной изоляции целых групп. Сегодня товар это не то, что вы производите. Сегодня товар – это то, что у вас покупают! Личностные, социальные качества людей становятся товаром. В свободное время вы становитесь продуктом! Появляется возможность стать другим человеком – на какое-то время. Вы отбираете отдых… у самого себя. Вы видите и переживаете собственное прошлое – с помощью уже когда-то пережитых эмоций! Когда люди узнают свои собственные эмоции из прошлого, им для этого нужны ритуалы. Если есть потребность упражнять чувства в компании других людей – это то, что будет всегда поощряться! Информацию переживают, а не владеют ею.Даже когда она заключена в какую-то статическую форму вроде книги или жесткого диска, информация все-таки остается чем-то, что случается с вами в то время, как вы мысленно разархивируете ее из того кода, в котором она хранится. Но, независимо от того, измеряется ли она гигабитами в секунду или словами в минуту, реальное раскодирование является процессом, который происходит в уме и при помощи ума, процессом, протекающим во времени. Формы жизни на углеродной основе тоже являются информацией и весь спектакль биологической жизни есть те средства, которыми молекула ДНК тиражирует строки информации, в точности подобные ей самой. Ваша судьба - это раскодированная история вашей ДНК! Центральное экономическое разграничение между информацией и материальной собственностью состоит в способности информации быть передаваемой без отчуждения от исходного владельца. Если вам продадут бутылку пива,то продовец не сможет выпить уже проданное вам пиво. Но если вам продадут то, что знают - вы оба с продавцом будете владеть этими знаниями. Коммерческий обмен эмоциями, как информацией, в этих случаях будет похож скорее на продажу билетов на непрерывное шоу, чем на покупку отдельных упакованных частей этого шоу. Главное – лицензия на возбуждение! Каковы сущностные характеристики неограниченного никакими рамками творчества? Посмотрите на статистику этого виртуального транспорта для эмоций[7]: Посещаемость заглавной страницы сайта, с момента регистрации/очистки счетчика, данные просуммированы по месяцам - 1998-2007 г.г.: Статистика сайта за 2007 год Статистика за 2006 год: Посетители по регионам России, за месяц: Посетители по странам, за месяц: Распределение количества посетителей по числу просмотренных страниц: Если верить этой статистике, то границы компетенции на этом сайте, в пределах от семи до семидесяти двух компетентов на 12.000-15.000 посетителей в месяц - в среднем - 40 носителей информации на 14.000 читателей; и в переделах от тридцати шести до трехсот шестидесяти человек на 60.000 посетителей в год - в среднем 200 авторов на 60.000 читателей. Реально, согласно алфавитному указателю, на сайте сейчас около трехсот тридцати авторов - это вполне соответствует обсуждаемым границам компетенции. Надо думать, это стабильный контингент и активно присутствует, в среднем за месяц, около шестидесяти человек. При максимальном суточном посещении в 120-150 человек/час, на сайте постоянно "висит" один-два, выступающих в форумах сайта, автора. При суточном посещении в 1.200 человек - на сайте присутствует от одного до семи таких авторов. Данные статистики сайта на 17.04.07: Так компетентность и эмоциональность авторов становится капиталом сайта. Присутствие эмоционального компетента на сайте не механический процесс работы с "мышью" и клавиатурой, а скорее, интелектуальный и даже социальный! Чтобы присутствие компетента на сайте было эффективно, нужен метод напряженного развлечения. Эту задачу выполняют форумы - не самая смелая идея, т.к. большинство посещений сайта происходит с рабочего места. Ценность данного сайта, как информационной сети, по закону Роберта Меткалфа (Robert M. Metcalfe - изобретатель Ethernet), начала формироваться в конце лета 2004 года и окончательно сформировалась к началу лета 2006 года. Как правило, ценность информационной сети мы определяем, исходя из ее содержательности. Место, где обитает информация, священный миг перехода передачи в прием - это область со множеством переменных характеристик, которые зависят от отношения между отправителем и получателем и от глубины их взаимодействия. Каждое такое отношение уникально. Даже в тех случаях, когда отправитель - вещательная среда, и обратная связь отсутствует, получатель навряд ли пассивен. Получение информации зачастую является столь же творческим актом, как и ее порождение.Кто контролирует глубину этих отношений и взаимодействий? Человек – это не развесной товар. Люди бывают разных видов и типов. Любой индивидуум своеобразен, отличен от других. И мы сталкиваемся с этим каждую минуту. Но для перемен нужно время. Дизайнерам автомобильной промышленности понадобилось 100 лет, чтобы понять, что женщина - это не мужчина меньшего размера. Сколько еще лет надо нашим реабилитологам, чтобы понять, что проблема социально-психологической помощи и психотерапевтической реабилитации бывших участников боевых действий должна рассматриваться с точки зрения восстановления человеческого достоинства , а НЕ «…с точки зрения предотвращения исходящей от этой категории лиц общественной опасности, в том числе - для них самих, их семей и последующих поколений» [8] . В разное время разные вещи имеют на людей разное воздействие. То, что заставляло вас бегать стометровку с полным БК к ПК [9] на семидесятиградусной жаре в Регистане, не заставит ваших коллег повторить этот результат даже за штуку баксов – мотивация из вашего прошлого не обязательно станет мотивацией для ваших коллег и близких. Мотивация все больше базируется на человеческих ценностях, а не на деньгах. В прошлом лояльность покупалась, но вся трудность в том, что ценности гораздо сложнее, чем деньги. Ценности нельзя придумать. Они у нас или есть, или их нет. Люди разные, и понять, какие они на самом деле, можно, только слушая, что они говорят. Истории, которые рассказывают люди, в современном контексте, понимаются нами как ценностные декларации - на них не распространяются критерии истинности. Почему мы так жаждем историй? Страсть к историям – это неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Мы всегда жили не только в физическом, но и в духовном мире. До XIX века истории, которые рассказывались через материальное окружение – через нашу одежду, наши вещи, наши поступки. История о том, кто вы такой, была ясна с самого момента вашего зачатия. Эти истории диктовались традицией, нельзя было выбрать другие. Но сегодня истории больше не привязаны к одной традиции. Никто уже больше не будет, смеется, если наши истории отличаются от тех, с которыми мы родились. Наши истории уже не рассказывают о том, что про нас думают окружающие и мы сами. Сегодня наши истории рассказывают о том, что с нами творится или творилось. Поэтому мы четко понимаем - мы есть то, что с нами происходит, а не то, что мы думаем про себя или то, что о нас думают другие. Всемирные истории одерживают верх над местными историями. В итоге все меньше расхождений в ценностях и структуре потребления – люди становятся больше похожими друг на друга. Данный анализ затрагивает процветающие страны; однако прогноз на следующие 30 лет актуализирует его для всего мира. Глобальные истории сначала придут в большие города мира, затем распространятся на сельские районы. Культурные различия сохранятся; они не могут быть устранены за один год, но нельзя уйти от основного направления – мы станем более похожими. А отсутствие отличий - это безразличие! Групповое творчество отныне раз и навсегда изменяет характер отношений между людьми. Отныне все мы вынуждены учиться быть авторами со всеми вытекающими полномочиями и обязательствами, а также осваивать мало кому знакомое искусство партнерских отношений, базирующихся не столько на ригидных и абстрактных юридических законах, сколько на внутренне принимаемой и свободно руководящей всеми нашими поступками этики. Уместно вспомнить Плотина с его трактовкой души как движения, отличающегося от ума временностью и конкретной напряженностью бытия. Душа – это что-то сердечное, личное, сексуальное. Она неразрывно связана с нашими чувствами. Не каждый хочет быть товаром, особенно, когда покупаешь трафик ради посещения сайта, на котором тебя ждут истории - ценностные декларации твоих соратников. В эмоциях сидят деньги. Это не странное и не нелепое заявление. Это может быть антитезисом прежней коммерческой логики, но это не анти-коммерциализм. Это новый коммерциализм. Прибыль и проза человеческих историй, как ценностных деклараций, сегодня уже не взаимно исключают друг друга. Задушевность имеет свой экономический эффект. Это как песок в Афгане – раздражает, но избавиться невозможно. «Шок будущего» - суть его в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от «шока будущего» грозит его существованию. Другими словами, если у меня была связь, в которой мое отношение к себе зависело от отношения ко мне другого человека, возможности были бы у этого человека - мое благополучие зависело бы от него. Стоп, но это ведь уже было – я это уже где-то видел! У будущего шок - от прошлого. Сегодня, вдруг открылось, что в наш информационный век я живу в пространстве собственных, а не чужих переживаний. Это пространство, как и вчера, измеряется дистанциями «дневного перехода», «прямого выстрела». ПК для меня все еще «пулемет Калашникова», а не «персональный компьютер». Как забыть то пространство, на которое мой ПК переносил мои переживания по поводу того, что про меня думает кандагарский пуштун? Как забыть эти трассирующие «e-mail» , получение которых порой не мог подтвердить ни один провайдер?! У всех предметов и переживаний есть пространство - пространство предметов, вызывающих переживания. Обнаруживая это пространство, восстанавливаешь контакт с собственным основополагающим пространством - судьбой. Исключая прожитое пространство (как фон или страницу, на которой наклеены фотографии) словно рассматриваешь альбом с фотографиями. Если включать в рассматривание всю «страницу альбома» целиком, картинка утрачивает свою важность. Расширяя свое осознание, как объектив с увеличением изображения, начинаешь воспринимать жизненное пространство, как экран, на котором идет занимательное «слайд-шоу». У впечатлений есть пространство - обычно упускаемый из виду неявный порядок, который соединяет нас всех. Нужно переключить внимание, чтобы заметить это пространство - именно откуда исходят наши впечатления и эмоции. У нас уже есть наше собственное пространство - нам только нужно его вспомнить и признать – это «территория ПК». Любой, кому пришлось неподвижно пролежать в арыке под кинжальным огнем минуты две, которого пытались добивать гранатами, кому пришлось ползти по залитому водой клеверному полю, возвращаться под пулями, чтобы вытащить еще живых, знает - тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед. Именно поэтому, моя «территория ПК» - это пространство от Урала до Кандагара, от Кишинева до Новосибирска, от Питера до Читрала. У моих предков оно было до Кушки, даже у самого Карзая оно, в лучшем для него случае, не дальше границы с Туркменией или Таджикистаном. И мало кто понимает всю важность этого пространства, завоеванного нашими переживаниями! Мы уже пережили «шок будущего» - на своем «вводе» и в своем первом бою! Наша реальность - это истории, которые мы рассказываем сами себе каждый день. Сегодня мы четко знаем, что из "вчерашней истории" возьмем с собой в «завтра». Многие из нас, ветеранов, так и не испытают, что такое старость. Поэтому,преобразование собранных о войне знаний в такие формы, которые позволили бы более эффективно их использовать - вот это тема, я понимаю. От того, что мы поняли и запомнили на своей войне, как восприняли и истолковали эту информацию, как мы сумели сохранить, воспроизвести и зафиксировать свою «дефрагментированную взрывом» память, чтобы передать ее потомкам, зависит не только степень адекватности тех представлений о забытых войнах, которые сложатся у последующих поколений, но в не меньшей мере последующая жизнь и судьба нас самих. Исследование «памяти о забытой войне», ее структуры и источников, является необходимым компонентом выявления и интерпретации истоков и эволюции коллективной культурной памяти нашего общества. В роли шута выступает телевизор, а ПК - частный учитель. Именно поэтому, сегодня это вопрос интеллекта, вопрос управления потоком внимания – а не вопрос "психологического шлюза" для расшатанной войной психики! Как снабдить пространство, завоеванное нашими переживаниями, историями о чем-то, что нам всем близко и что могло бы принести нам пользу? Кому понравится, когда с ним обращаются, как с ресурсом или как с безымянным, безликим потребителем трафика или… - никто не должен быть популярнее, чем сама игра в истории?! Сегодня день ввода - добро пожаловать на территорию ПК! Примечания: [1] - Barlow, John Perry, «The Economy of Ideals: Rethinking Patents and Copyrights in the Digital Age» [2] - Chobham, Thomas. «Summa Confessorum». [3] - «Fanky Bissiness». K. Nordstrom, J. Ridderstrale. [4] - Там же. [5] - Peterc, Tom, The Tom Peterc Seminar Vintage Books, New York. 2003. [6] - Rolf Jensen. «Dream Society» [7] - статистика сайта www.artofwar.ru http://top100.rambler.ru/cgi-bin/stats_top100.cgi?id=32540&page=1 [8] - Решетников Михаил Михайлович «Психопатология героического прошлого и будущие поколения». [9] - Здесь, ПК – пулемет Калашникова. © ArtOfWar, 2007 Все права защищены.
|