Art Of War©
История афганских войн

[Регистрация] [Видеоматериалы] [Рубрики] [Жанры] [Авторы] [Новости] [Книги] [Форум]

30.6.2016 В Афганистан возвращаются коммунисты
Просмотреть
Такие слухи в Кабуле породили местные СМИ, рассказавшие несколько дней
назад о намерении вернуться в активную политическую жизнь генерала,
министра обороны и вице-президента времен режима Наджибуллы Мухаммеда
Рафи.

Как журналист, проработавший в Афганистане несколько лет, могу утверждать,
что генерал являлся одним из самых активных лидеров Народно-Демократической
партии Афганистана (НДПА), совершившей в 1978 году памятную Апрельскую
революцию, провозгласившую социалистический путь развития страны с опорой
на СССР. Позже НДПА была переименована в партию «Ватан», или «Отечество».
И позже, вплоть до падения режима Наджибуллы, он оставался очень заметной
фигурой. То есть в стране его, конечно же, помнят.

Так вот сейчас, согласно публикациям, речь идет не просто о возвращении
генерала Рафи как политика-одиночки, а о его намерении развернуть в Кабуле
деятельность возглавляемой им партии «Ватан». Ни больше, ни меньше!
Очевидно, что в Афганистане само упоминание о партии, которую сейчас
представляет Рафи, называйся она НДПА или «Ватан», сразу же связывается
большинством населения с коммунистами. Хотя, на мой взгляд, это, конечно
же, неверно. НДПА с момента создания была провозглашена
отцами-основателями как партия социал-демократическая. Ее лозунгами в
середине 1970-х годов были социальное равенство, повышение уровня жизни
населения и тому подобное. Это уже благодаря в большом числе приехавшим в
Афганистан после Апрельской революции советским партийным советникам в
стране ее стали именовать не иначе, как «партия коммунистов».

Был среди руководителей этой партии и Мухаммед Рафи. Вообще, этот генерал
в Афганистане — фигура знаковая. Выходец из известной пуштунской семьи,
он, повторюсь, был очень влиятельным политиком, вплоть до падения режима
Наджибуллы и прихода моджахедов в Кабул.

Мне довелось работать в Афганистане в те годы, и я хорошо помню последние
месяцы существования режима Наджибуллы, после того как с 1 января 1992
года ему прекратила поступать всякая военная помощь из Москвы. Помню я и
генерала Рафи, как все тогдашние уже уходившие руководители страны,
немного ошеломленного происходившим. Но все же в отличие от ряда других
партработников он оставался по-военному подтянутым, четким и, как
казалось, встречавшим крутые изменения в его стране и в собственной жизни
с высоко поднятой головой.

На брифингах для журналистов в пресс-центре МИД Афганистана в начале
апреля 1992 года Рафи, как и некоторые другие афганские руководители,
рассказывал о своих переговорах с командирами пуштунских группировок
вооруженной оппозиции.

Эти руководители прежде всего опасались тогда не за собственную жизнь, а
за возможность массовой резни, которая вполне могла начаться в результате
штурма столицы. И сейчас я допускаю, что благодаря в том числе и тем их
встречам резню в Кабуле и удалось тогда предотвратить.

После тех памятных дней Мухаммед Рафи, как и большинство недавних
руководителей страны, куда-то исчез. По одним данным, он был где-то за
рубежом, возможно, в России, по другим — в Афганистане, примкнув к одной
из пуштунских группировок моджахедов.

И вот генерал, согласно последним публикациям в афганских СМИ, намерен
снова вернуться в политику. Вместе с партией «Ватан» — согласно одним
оценкам, уже многими в Афганистане забытой, а согласно другим — еще очень
даже памятной.

То есть, отмечают афганцы, Рафи выступает с серьезной политической
заявкой. А руководство страны при этом хранит полное молчание. А ведь
молчание, как известно, это знак согласия.

С чем? Чтобы в Афганистане снова легально начала действовать партия
«Ватан»?

Что бы все это значило? Афганцы ищут ответы на этот вопрос. Как всегда
бывает в таких случаях, кабульский базар «гудит». Кажется, сам воздух
переполнен слухами. В одном афганцы согласны — страну ждут перемены.

И очень многие вспоминают уже совсем забытый политический лозунг —
«Национальное примирение». Он появился при Наджибулле. Начались
бесконечные переговоры власти с моджахедами. Многие отряды еще недавно
«непримиримых» переходили на сторону кабульского режима. В столице
начинали работать новые исламские партии и организации. Пусть это
оценивалось и как «очень мягкий исламизм». Но все-таки, как я помню по
моим встречам тех лет с активистами этих организаций, они были
оппозиционны власти.

И поддерживали ее разве только в одном — стране необходим мир, надо
мириться. То есть, как казалось, дело к реальному национальному примирению
действительно шло. И это в стране помнят многие.

Как помнят здесь и автора этой идеи президента Наджибуллу. В середине 2000
годов в афганской столице проводился опрос общественного мнения. Ставился
один вопрос — какой период времени за последние годы афганцы вспоминают
как лучший для себя. Подавляющее большинство назвало время правления
президента Наджибуллы. Все познается в сравнении.

По многим оценкам, политика «национального примирения» в Афганистане
сейчас действительно очень нужна. И ее, согласно все более частым
сигналам, поступающим из Кабула, уже пытаются проводить нынешние
руководители страны. Так, например, по некоторым данным, по приглашению
официального Кабула в столицу может вернуться памятный руководитель
группировки «Хезби исламийе» Гульбеддин Хекматияр. Он — один из самых
ярких представителей воинствующего исламизма.

Так почему же в этих условиях не вернуться в Кабул и людям иного
мировоззрения, противоположных взглядов. Например, соратнику Наджибуллы
генералу Мухаммеду Рафи и его людям?

На мой взгляд, спрос на идеи той самой Апрельской революции, которая, что
бы ни говорили, объединила на 14 лет очень многих афганцев, еще
существует. А после того, что происходило со страной за последние годы,
вполне возможно, что этот спрос даже заметно вырос. Ностальгия по режиму
Наджибуллы, сквозившая в ответах на опросы, в Афганистане не случайна.

Очевидно, что и сейчас лозунги гражданского равенства или повышения уровня
жизни населения, за которые выступали и продолжат выступать активисты
партии «Ватан», найдут понимание и поддержку в обществе.

А главная идея — это прекращение военных действий в стране. Как и четверть
века назад — идея «национального примирения».

Андрей Правов
 http://izvestia.ru/news/620032#ixzz4D5EOSRrf


счетчик посещений contador de visitas sexsearchcom
 
 
sexads счетчик посетителей Культура sites
© ArtOfWar, 2007 Все права защищены.